Больше рецензий

2 апреля 2012 г. 22:44

79

2

Я - книжный интроверт: не умею находить прекрасное в любом, узколобо читаю своих, кропотливо выискивая, педантично просеивая. Зачем меня сюда понесло? Просто это - старая книга. Фрай эволюционировал со времени написания энциклопедии. Не то чтобы утешает, но примиряет все-таки. С чем-то.

Эта книга - танец над пропастью, как всегда у Фрая. Только то ли пропасть мелковата, то ли танец простоват - вероятно, оба варианта, потому что Кьеркегор еще заметил: зависнуть между экзистенциальных состояний - нельзя. Примерно как в квантовой физике. Фрай не хочет брать по частям - только миллионом: чтобы и пропасть, и мировая гармония, и вилла на Гаваях. Только гамачок над пропастью - это не совсем курорт и не совсем полет над пропастью. Где, я вас спрашиваю, катарсис, где необходимый leap of faith? Мне нравится идея исхода - мне не нравятся варианты исхода, предстающие читателю в виде пряничных домиков, от которых тихо сводит скулы. Не то чтобы "не верю", но... не трушно. Даже идея зависания над пропастью хороша сама по себе. Только тогда не надо про исход. И про пропасть. Надо краткий справочник нового Робинзона. В этой книге нет инструкции - в ней нет ключа. Автор очень хотел достучаться и доступно объяснить - он говорил с читателем, самоотверженно нащупывая читательский язык. Проблема в том, что читатель - существо мифическое, не существующее в природе. Говорить о таких вещах надо только с самим собой. Тогда и получаются книги.