Больше рецензий

24 июля 2020 г. 19:04

315

0 Интриги, триги, риги, ги.

Скажу так: книга вызывает двойственное впечатление.
С одной стороны, это просто рай для любителей сложной, многомерной интриги. Наверняка есть такие читатели, для которых приключения по дороге важнее цели пути. И которые чувствуют себя как дома в темном мутном омуте, где томительно долго касаются тебя то плавники, то лапы таинственных и зловещих существ, а разгадки и ответы приходят потом, ближе к концу. И "вот это вот интриганское всё" описано прекраснейшим русским языком. Я наслаждалась. Развлекаясь дешифровкой "прототипов" описанных персонажей, локаций, явлений и тварей.
"...Но?"
Но я не из любителей ловить скользкую рыбу в мутной воде. Иррациональность происходящего раздражает тем более сильно, что СКАЗОЧНЫМ персонажам в принципе не свойственны интриги, интрижки и интрижищи, - клубок непрерывно вьющихся скользких змей. Сказочные персонажи - они ведь изначально просты как пятаки да полушки. Услышишь имя "баба Яга" или там "Кощей" - и ждешь... чего-то достаточно простого. А простого-то тут никого и ничего нет. Ну ни капельки! И мозг очень быстро перегревается от слишком массированного разрыва шаблонов. И от того, что всё такое скользкое и юркое. Раздражает, что автор (видимо, в пущей борьбе с шаблонами) пошинковала структуру повествования в мелкие клочки. Кто-то из читателей удачно сравнил "это вот всё" с лоскутным одеялом без определенного узора.
Хотя определенная (иррациональная) стратегия в поведении главной героини просматривается.

спойлер
Формально она следует из пункта "А" в пункт "Б", чтобы достичь цели "В". Но на деле её то и дело кидает то влево, то вправо неуёмное любопытство и поразительная рассеянность. Допустим, отходит она на минутку куда-то с одной целью, но тут, увидев нечто любопытное, про изначальную цель забывает и хватается за это "любопытное". Конечно, такое поведение чревато влипанием в бесконечные передряги. Из которых Лутоня героически выкорябывается сама и с помощью попутчиков. После чего ее настигает коротенькое, но прочувствованное раскаяние. Что ж, мол, я за дура-то!
Вот из таких микро-циклов-"лоскутков" и состоит повествование книги. Поэтому не удивительно, что каждый второй читатель оценил ее на двойку! Ведь это крайне утомительно - поспевать за необъяснимыми в своей внезапности поступками отмороженной на всю башку бабушкиной внучки.
свернуть

("Почему ты туда лезешь?" - "Потому что гладиолус!")
...В конце концов, я просто абстрагировалась от Лутони и попыталась посмотреть на неё совсем со стороны. Даже не как на человека, а как на "образ главной героини". И наконец-то поняла, что меня так скребло всю дорогу. Татьяна Коростышевская сконструировала психический голем. Куда там Колобку! Лутоня - голем куда как позаковыристей.
"И меня вам рекомендовали как девицу умом не обремененную, зато с лихвой одаренную любопытством..."(с)

спойлер
...Увы, неможно сочетать в себе великую наученность (несколько языков, магические и ведьмовские науки и тэдэ и тэпэ), великую магическую силу - и в то же время недалёкость и недисциплинированность, помноженные на кошачье неуёмное любопытство. Выучиться столь многому - но не научиться при этом ДУМАТЬ, прежде чем что-то делать? Серьёзно? Может ли девушка живущая чувствами быть столь тупой в расшифровке чувств ближайшего окружения? Может ли девушка энциклопедически образованная неимоверно тупить в логических рассуждениях? Может ли человек, каждые пять шагов забывающий о цели своего путешествия, совершать одну за другой успешные финансовые операции? Мой вердикт - нет. Это конструкт досужей авторской фантазии. Психический голем. Вот моему мозгу и больно)))
свернуть

Пожалуй, если бы не восхитительный русский язык, мягкая ирония и (изредка) забавные пассажи, если бы не научный интерес к феномену "бесструктурного повествования", не дочитать мне цикл "Владычица ветра" и до конца первой книжки.
Поэтому оценку не ставлю. Завышать не могу, а занижать не хочу.
Всё же время я провела презанятно!