Больше рецензий

iraimir

Эксперт

по саморефлексии

19 июля 2020 г. 22:54

296

4

Прежде всего - я очень мало знакома с восточной литературой. В моем багаже нет ни одного романа (неудачный опыт с Харуки Мураками не в счет, я даже название книги не помню).

Единственный фильм, южнокорейский, "Весна, лето, осень, зима и снова весна", который я смотрела уже лет 15 назад, оставил крайне противоречивые эмоции. Прежде всего своей непохожестью ни на что привычное, европейское.

Книга Хан Ган произвела на меня тот же эффект. Повествование подчиняется другим законам - вначале непонятно даже, в какой степени применимы здесь принципы реализма, какие вообще инструменты требуются, чтобы разобраться в этой истории? Обложка книги говорит о кафкианской аллегории.

Многоуровневость смыслов здесь безусловно присутствует. И можно долго и с интересом изучать, как используется образ сна для характеристики персонажей и их взаимодействия, почему одни герои сами описывают себя, а за других говорит всезнающий автор, что значит кровь в системе координат каждого из героев, в системе координат всей книги...

Для меня краеугольным образом стал сон, сны, которые видят герои. Сама реальность "Вегетарианки" как сон - зыбкая, ускользающая, мрачноватая, многослойная. Читать и вникать - как соприкасаться с чужеродным, экзотическим и находить в нем родное, знакомое.

Мелочи о восточной культуре, которые ухватило мое сознание походя и было немало удивлено:
️замужнюю женщину, имеющую ребенка, так и называют - "мама Чиу", где Чиу имя ее ребенка (в данном случае, сына).
️существует операция для создания двойного века.
️так и не смогла понять - норма ли это для корейцев или только образ, который характеризует отца, - оставить спящего четырёхлетнего ребенка одного в квартире и уехать работать в ночь.

Образ женщины и ее положения в обществе и семье - в книге вообще центральный. Много о насилии, бесправии, поиске себя, борьбе за право быть собой. Много образности. Много можно размышлять и переосмыслять.

Необычный для меня опыт. Рекомендую.