Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

17 июля 2020 г. 21:28

2K

2.5 «И был вечер, и было утро, день 10975766074057».

Встречаются книги, в которые влюбляешься с первых слов – и проносишь эту любовь через весь текст. Ты все еще замечаешь неудачные места; ругаешь автора, посмевшего решиться на неприятный тебе сюжетный поворот; вздыхаешь, кое-как проскакивая через заунывные моменты. Но, как это бывает в любви, в итоге прощаешь этой книге все и ставишь ей высшую оценку.

А бывает наоборот: понимаешь же, что книга неплоха, что она может нравиться – но что-то в тебе сопротивляется ее очарованию. Признавая достоинства такой книги, ты все же еле ее терпишь, а закончив, с облегчением вытираешь лоб: боже, она не бесконечная!.. gxbbv3yv-r.jpg Так у меня вышло с книгой «Весь невидимый нам свет» за авторством Энтони Дорра. С одной стороны, я понимаю тех, кому она понравилась. С другой – в моем понимании она плоха и мне хочется ее злостно разругать. Оттого заранее извиняюсь, если моя рецензия заденет вас. Если вы – поклонник «Света…», лучше не читайте дальше, не тратьте свое время.

…На дворе были 1860-е. Первый значимый роман десятилетия у нас – «Отцы и дети» Тургенева от 1862 г. С 1865 по 1869 гг. публикуется роман-эпопея Толстого «Война и мир». В 1866 г. выходит в свет «Преступление и наказание» Достоевского. За рубежом гремят «Алиса в Стране чудес» Кэрролла (1865), «Отверженные» Гюго (1862) и романы Жюля Верна, включая «Детей капитана Гранта» (1868).

По меркам литературных 1860-х «Весь невидимый нам свет» может получить лишь 3 балла из 10.

Перескочим в 1940-е (в которые и развиваются основные события книги). В 1940 г. Шолохов заканчивает «Тихий Дон». В том же году публикует свой роман «По ком звонит колокол» Хемингуэй. В 1942 начинает свой литературный путь Камю с повестью «Посторонний». В 1943 г. появляются «Маленький принц» Экзюпери и «Поэма без героя» Ахматовой. В 1944 г. выходят «Два капитана» Каверина. 1945 г. – это Ремарк с «Триумфальной аркой». В 1947 г. публикуются «Доктор Фаустус» Томаса Манна и «Чума» того же Камю, а в 1948 г. – роман Оруэлла «1984».

Итак, по меркам литературных 1940-х «Весь невидимый нам свет» может получить те же 3 балла из 10. Максимум – 4 балла. Извините, но сравнение явно не в пользу Энтони Дорра (да не в обиду ему будет сказано).

Не знаю, как оценивать «Весь невидимый нам свет» по современным критериям (и не совсем ясно, с чем сравнивать сейчас, вблизи-то не увидать лицо литпроцесса), но по мне книга эта – типичный середняк. Она написана настолько хорошо, чтобы ее выделить из потока графомании и напечатать, а потом активно рекламировать. Безошибочный бестселлер – достаточно слезовыжимательный, на яркую тему (война!), без сложных мыслей (продать же много надо!) и с обязательным счастливым финалом (это не спойлер), дабы не травмировать особо впечатлительных читателей.

Описания у автора получились отлично. Это, можно сказать, самая сильная его сторона – все тщательно рассматривать, а потом выписывать. Атмосферно вышло. Но мне не хватило глубины. Много внешнего – все яркое, интересное. Словно на карнавал пришла. Словно музыкальную шкатулку взяла в руки – а она не открывается. Шкатулка, конечно, красивая – но красота эта будто бы неполноценная. Не этого ждешь от серьезной книги, получившей Пулитцеровскую премию и названной иностранными критиками «эпохальной». 47137z4s-r.jpg

«Роман попал в шорт-лист Национальной книжной премии США, был удостоен медали Эндрю Карнеги и Пулитцеровской премии».

Поразительно, что столь длинная (под 600 страниц) и охватывающая целое десятилетие книга почти лишена сложности. Война и нацизм – темы проблемные , разбирать их можно бесконечно, но за этим нужно копать вглубь, а не собирать поверху, ленясь взяться за «лопату».

Автор слишком положился на исторические источники. Книга словно бы сшита из чужих лоскутков. Нормально использовать исторические материалы, если книга у тебя историческая, – понятно. Но в итоге в произведении нет ничего личного, действительно прочувствованного. Описания оккупированной Франции хороши – но мы это уже много-много-много раз читали. Словно бы из пустого в порожнее переливают. С атмосферой нацистской Германии еще хуже – ну очень шаблонно вышло, карикатурно. Ни одного неожиданного интересного факта, ни одной малоизвестной грани. Кажется, автор всерьез был уверен, что в НАПОЛА терпеть не могли темноволосых немецких детей. И вообще темноволосых и темноглазых немцев, дескать, считали второсортными. Но… как бы… неплохо бы отличать плакатный нацизм от реальной жизни, иначе у вас герои даже наедине с возлюбленной будут, простите, зиговать.

Особо внимательные, думаю, даже смогут догадаться, откуда автор утащил ту или иную линию. Мне легче всего было узнать сюжет в НАПОЛА, с дружбой главного героя из рабочей семьи, этакого правильного фашиста, и мальчика из богатой партийной семьи, настроенного против. Это же, простите, «Академия смерти» (в оригинале фильм так и называется – «НАПОЛА»), известный германский фильм. Книга даже в мелочах умудряется подражать фильму. Финал только немножко автор изменил, чтобы узнавшие сюжет читатели перестали жаловаться на не изобретательность.

Оживить сие существо Франкенштейна могли бы яркие, живо прописанные герои со сложными мотивами и неоднозначными мыслями. Но – не мечтайте. Все герои максимально шаблонны. В книге на 600 страниц – только вдумайтесь! – нет ни одного интересного персонажа. Герои либо черные, либо белые. У каждого – по 2-3 черты характера. Боже упаси персонажу сделать шаг в сторону. Наверное, в этом случае писатель должен орать: «А ну стой, тварь такая! Тебе должны сопереживать! Не смей думать плохо! Читатели в тебе разочаруются!» lq0vh5ak-r.jpg Я в итоге никого не пожалела и не поняла. Нет, я пожалела о потраченном времени и выброшенных деньгах. Лучше бы я второй раз «Чтеца» купила, ей-богу, пользы бы и то было больше.

И помните: в книге русские показаны зверьем. Мне, соответственно, эту книгу не понять – необучена-с. Засим откланиваюсь.

Прочитано в рамках KillWish (5 тур), Книжной полки и Собери их всех.

Комментарии


Очень понравилась оценка по литературным эпохам! ) Коллаж и фото замечательные!) А книгу читать расхотелось, надо удалить из списка "хочу прочитать" пока не выпала случайно в какой-нибудь игре. )
Если очень захочется, то прочту просто сама без обязательств. Но сомневаюсь.
Спасибо за красивую, интересную и такую живую рецензию! )


Вам большое спасибо за внимание! )))


Красивая рецензия.
Вообще, много разгромных последнее время.
Это тебе так не везёт или ты просто любишь пройтись катком под горячую руку? :)


Много читаю по играм, плюс разгребаю книги, которые давно хотела прочитать. Вот и получается. )))


С другой – в моем понимании она плоха и мне хочется ее злостно разругать.

Обожаю когда ты литературно злишься)

Если вы – поклонник «Света…», лучше не читайте дальше, не тратьте свое время.

Звучит двусмысленно)

перескочим в 1940-е (в которые и развиваются основные события книги). В 1940 г. Шолохов заканчивает «Тихий Дон». В том же году публикует свой роман «По ком звонит колокол» Хемингуэй.

В 40-е годы - Платоновым были написаны его чудесные военные рассказы, которые уникальны среди всей военной прозы того времени.
Их общий сборник можно было бы назвать по названию рассказа: Свет жизни.

так, по меркам литературных 1940-х «Весь невидимый нам свет» может получить те же 3 балла из 10. Максимум – 4 балла. Извините, но сравнение явно не в пользу Энтони Дорра (да не в обиду ему будет сказано).

А за что 4 то?))
Так и кажется, идёт собрание компартии и бедного Энтони распекают на чём свет стоит.
Уже все собираются расходится.. тянется робкая рука: а мне кажется, он заслуживает 4 баллов.
Энтони уводят под конвоем, но он в дверях растерянно оборачивается и улыбается этому человеку.

Безошибочный бестселлер – достаточно слезовыжимательный, на яркую тему (война!), без сложных мыслей (продать же много надо!) и с обязательным счастливым финалом (это не спойлер), дабы не травмировать особо впечатлительных читателей.

Каноны Голливуда.. причём 60 годов.
Ещё Платонов писал, как авторы подленько по сути делают, стремясь именно выжать слёзы из читателей.
Это лёгкий приём, учитывая некоторые темы. Это и в дешёвых сериалах можно сделать. Сам был этому свидетелем и.. участником, со слезами в горле. Воот)
Но так большая литература не делается)

много внешнего – все яркое, интересное. Словно на карнавал пришла. Словно музыкальную шкатулку взяла в руки – а она не открывается. Шкатулка, конечно, красивая – но красота эта будто бы неполноценная.

А это вообще симптом современного искусства... и не только: карнавализация и яркий фантик.

Финал только немножко автор изменил, чтобы узнавшие сюжет читатели перестали жаловаться на не изобретательность.

Улыбнула)
Вот ты профессор... ничего от тебя не ускользнёт.

Наверное, в этом случае писатель должен орать: «А ну стой, тварь такая! Тебе должны сопереживать! Не смей думать плохо! Читатели в тебе разочаруются!»

Опять улбынула)
На миг показалось, что ты это не столько писала а натурально... показывала, словом и жестом))
Впрочем, нечто похожее мог сказать и Пушкин своей Татьяне)

Хороша рецензия. Очень)
Спасибо Даян)


А за что 4 то?))
Так и кажется, идёт собрание компартии и бедного Энтони распекают на чём свет стоит.
Уже все собираются расходится.. тянется робкая рука: а мне кажется, он заслуживает 4 баллов.

За хорошие описания и умение создавать атмосферу. Многие и этого не могут. )))

Каноны Голливуда.. причём 60 годов.

Не, я старый Голливуд люблю. Разные же фильмы снимались в те же 60-е. Сейчас Голливуд реже выдает что-то новое и интересное, а в то время каждый год хиты выходили.

Но так большая литература не делается)

Не сказала бы. Слезовыжимательные моменты бывают разными. По меркам 19 века Достоевский тоже выдавал слезовыжимательные сюжеты. Разбери упомянутое "Преступление и наказание": несчастная семья Раскольникова, Дуня вынуждена выйти замуж по расчету, чтобы помочь семье; несчастная семья Мармеладова, Соня, которая тоже продает себя ради семьи. Раскольников нищенствует и много мучается. Все кругом страдают, сходят с ума и умирают. В итоге - любовь на каторге. Дело не в слезовыжимательных моментах, а в том, что они никуда не ведут. Уберись из "Преступления и наказания" сложные нравственные мотивы и наблюдения автора - и был бы типичный современный бестселлер с обязательными слезами и взаимной любовью в финале. )))


По меркам 19 века Достоевский тоже выдавал слезовыжимательные сюжеты.
Дело не в слезовыжимательных моментах, а в том, что они никуда не ведут. Уберись из "Преступления и наказания" сложные нравственные мотивы и наблюдения автора - и был бы типичный современный бестселлер с обязательными слезами и взаимной любовью в финале. )))

Хотел с тобой поспорить, но ты сама ступил на мою сторону, обмолвивишись о том, куда ведут эти моменты)
Даян, так и если строчку Евангелия переставить местами то могут получиться мысли пошленьких писателей или модненькой песенки.
Тут ведь важна именно целостность. Достоевский вообще не гнался за слезливостью. Для него это всё фон и атмосфера его микрокосма, равноправно наполняемая другими красками и мыслями.
А у других - именно момент слёзовыжимания на первом месте: напасть на читателя из-за переулка страницы и обворовать его слёзы! Ошеломить его ярким жестом сюжета!


А у других - именно момент слёзовыжимания на первом месте: напасть на читателя из-за переулка страницы и обворовать его слёзы! Ошеломить его ярким жестом сюжета!

Ну шо поделать: писатели жеж - народ тщеславный, самовлюбленный. Хочет, чтоб читатели слезами обливались. Дескать, не зря писал. )))


У меня эта книга в списке "не читать". Иногда забываю, почему. Ваша рецензия, собственно, напомнила. Спасибо Вам.


Вам спасибо, что читаете. )))