Больше рецензий

27 марта 2012 г. 05:00

448

4

Пока свежи впечатления от «Всех произведений о Шерлоке Холмсе» Дойля, взялась именно за этот фрамовский сборник, посвященный великому сыщику. Конечно, не все эти истории именно про Филимора, это было бы слишком узко. Дано: человек вышел из дома, вернулся на секундочку обратно за зонтиком или еще какой мелочью и исчез. Задача: придумать, куда он делся.

Вариантов не слишком много, на самом деле: он хорошо спрятался, он незаметно вышел из дома, он исчез мистическим путем, его вообще никогда не было. Вроде бы все. Но каждый же придумал какие-то свои декорации, каждый же по-своему расставил акценты. Часть авторов и правда отвечает на вопрос «куда он делся», часть рассказывает, зачем или почему он исчез, а кто-то вообще говорит совсем о другом, взяв Филимора за отправную точку.

Я думаю, это один из лучших сборников вообще. Разнообразный, но объединенной темой, которая, хочешь – не хочешь, задает интригу.

а конкретно


Макс Фрай
«Джингл-Ко». Версия: он вышел через черный ход, хлопнув дверью, чтобы крючок закрылся. И сбежал навсегда. Потому что на спор. В этом рассказе «Филимор» - чумовой персонаж, редко таких даже в литературе встретишь.
«Одна и та же книга». Версия: он проснулся. Вот так, «Филимору» все это снилось, и он проснулся. А те, кто ему снился, остались жить без него. Навсегда. Ужасно страшный рассказ, если вдуматься.

Алексей Карташов

«Исчезновение Филимора-младшего». Версия: он спрятался, прикинувшись манекеном. А потом сбежал, когда все отчаялись найти его в доме. Здесь действуют именно Филимор и даже Холмс с Ватсоном. И упор на расследование исчезновения, а не на его причины. Добротная история, только зря автор попробовал имитировать слог Конан Дойля, очень натянуто получилось.
«Крысы живут под землей». Версия: никто не исчезал, эту историю придумали «свидетели» и тщательно отрепетировали, чтобы лгать правдоподобно. Я так и не разобралась, кто кого за что в бетон закатал в итоге, но версия интересная.
«Симулянт». Версия: он спрятался под ванной\в тазу для белья\просочился в унитаз. Историю рассказывал помешанный, все время меняя показания, и так бы она и осталась горячечным бредом, если бы не открытый финал.

Алексей К. Смирнов
«Утюг». Версия: короче, кто-то кого-то замочил и как-то запутал следы, а потом врал ментам. История про новых русских уголовников с соответствующим слэнгом, поэтому я не разобралась, что там в итоге случилось.

Константин Наумов
«Тишь и Тишина». Версия: его забрала Тишина. Мистический, жутковатый и странный рассказ.

Дмитрий Дейч
«De Profundis». Версия: он пропал в канализационном люке. Мозговыносная история, как всегда у Дейча.

Елена Боровицкая
«Наследство старого болвана». Версия: он сбежал, переодевшись почтальоном, на которого никто не обратил внимания. Фишка здесь не в этом, а в том, зачем «Филимор» сбежал. А также – зачем он сбежал на самом деле. Красиво, и вежливый поклон в сторону Ффорде. Не знаю, был ли он на самом деле, но я его вижу.
«Загадочное происшествие в Линсборге, штат Канзас». Версия: он спрятался за зеркалом. Он – юный бес, подчиненный Дьявола, и мог бы просто испариться, но он просто забавы ради спрятался за зеркалом, потому что глупые люди были не в состоянии его найти. Разве не прелесть?
«Белое Рождество в аэропорту Ньюарк». Версия: она превратилась в фигурку ангела. Чтобы никогда не расставаться с Ним. Слишком сладенько, хотя красиво, конечно.

Светлана Дильдина
«Можешь ничего не бояться». Версия: она… ну, попала в мир сказок, что-то вроде того. Она маленькая девочка и фантазерка, поэтому с ней не могло случиться иначе.

Лея Любомирская
«El-Rei D. Sebastao». Версия: она попала туда, куда попадают, когда изо всех сил хотят исчезнуть. Познакомилась с одним королем, который тоже туда попал несколько веков назад. Потом они вернулись.
«Наследственность». Версия: она пропала туда же, куда пропала когда-то ее мать. А куда именно – кто ж разберет.

Наталья Румянцева
«Потом – ничего». Версия: он спрятался за занавеской. А когда его там увидел следователь – просто договорился, и его не выдали.

Танда Луговская
«Запятая». Версия: он остался в картине. Просто ему пришла пора исчезнуть из этого мира, и он выбрал картину, такие дела.

Марина Воробьева
«Все пьют натуральный сок». Версия: ее унес дракон. То есть непонятно, куда она делась, потому что дракона придумали его друзья, чтобы ему было легче пережить ее исчезновение. Но дракон там в самом деле был. Так что как знать.

Улита Уварова
«Цепочка». Версия: она улетела на зонтике, потому что ее настигло проклятие Мэри Поппинс.
«Когда исчез Петров?». Версия: он просто перелез на соседний балкон, потому что его семья нечеловечески его достала. И остался там жить с женщиной, которую полюбил. А прежняя жена так и не заметила.

Юлия Сиромолот
«Фэн-шуй». Версия: он попал в другое измерение. Другую версию реальности, где жена ласковая и любящая, теща понимающая, ребенок послушный. Там и остался. И его можно понять.

Оксана Санжарова
«Deus ex machina». Версия: ее унес бог машин. Вот так просто, да, такой джинн, исполняющий желания. А она очень хотела слинять оттуда.

Юка Лещенко
«1\64». Версия: он ушел в зазеркалье. Вот и все.

Дмитрий Гурин
«Пятый зонт». Версия: он банально вылез в окно. Тут дело в другом: он впервые увидел, какая дурацкая, по нелепым правилам, у него была до этого момента жизнь.

Саша Смилянская

«Удивительная история про мезальянс и Павлика». Версия: эмм… скажем так: он угодил в сказку. Или потусторонний мир. В общем, куда-то. А причина все та же: загрыз быт в виде властной мамы и расчетливой невесты. Популярная история.

Гала Рубинштейн
«Метод аппроксимации одной нелинейной функции». Версия: ее увезла скорая. А он не заметил, потому что рассеянный математик. Зато подумал, что она исчезла, и чуть не покончил с собой. Тяжело им, математикам.

Сергей Кузнецов
«Возвращение фройлян Фукс». Версия: а нет версии, в общем-то. Совсем не об этом история. Об отношениях, главным образом с самим собой, о красивой рыжей Лисе, о том, как все странно и нелепо бывает.

Юлия Боровинская
«Провинциальное дело». Версия: его никогда и не было. Вернее, был, но умер во младенчестве. А дальше его сестра играла роль то брата, то слепой затворницы-себя, никогда не появлявшейся на людях. Все ради сложной истории с наследством. Чисто детективных рассказов в сборнике на удивление немного, этот – очень хорош.
«Исчезнувший студент». Версия: он спрятался в гробу. История с налетом востока, где нормой считалось взять в долг и отдать в залог свободу собственного сына, например. Я не люблю восточный колорит, когда он зашкаливает, но здесь его в самый раз.
«Первый настоящий роман». Версия: он стал реальным, потому что автор его вынула из текста в мир. Внезапно после двух вполне приземленных, хоть и красивых версий того же автора. Ну, тем лучше срабатывает эффект неожиданности.

Аше Гарридо
«Роман о Томасе». Версия: она попала в реальный мир, потому что автор вынул ее из текста. Да, как и в предыдущем рассказе. Но если там – коротенький рассказ, основанный на эффекте «и вдруг бац», то здесь – тщательно написанный текст о том, как вдруг написался очень живой персонаж, как тянулся к ней автор, вынужденный своими же руками писать ей любовь с другим, и как вдруг все получилось.
«И два рубля автоответчику». Версия: невнятная, ее можно трактовать разными способами. Скажем, она стала звездой. Потому что в ней всегда было сияние, которое никто не замечал, и оно наконец прорвалось наружу.

Алексей Толкачев
«Фотографировать удивленных». Версия: он превратился в пиджак, потому что больше всего на свете любил удивлять. Красивая тема, озвученная в заголовке: он фотографировал удивленных, потому что только в эти моменты люди получались настоящими.

Леня Корнеев

«Торт». Версия: он выпил зелье бессмертия и стал воробьем.

Ольга Лукас
«Один пропущенный тренинг». Версия: он надел шапку-невидимку, и честно об этом сказал, между прочим. Но ему никто не поверил.

Сергей Малицкий
«Полное дознание». Версия: он кончился. Он был чудом, желанием, которое загадала когда-то маленькая девочка, и у него истек срок годности. Вообще очень красивая история о том, что в мире магии и социальном устройстве, основанном на степени одаренности мага, тоже бывают бесследные исчезновения.

Михаэль Штраух. (Вообще-то Макс Фрай, а псевдоним – привет из «Жалобной книги»)
«Никакой Надежды». Версия: она просто вылезла в окно. Она циркачка, может и не такое. В идеале все курортные романы должны так и заканчиваться: люди ничего друг о друге так и не узнают, и исчезают, без слезных расставаний и дурацких обещаний созваниваться. А если вот так доведется встретиться в старости и вспомнить былое – совсем хорошо.

Татьяна Замировская
«Прекрасный и радостный день». Версия: ее никогда и не было.. вроде бы. Или была, но она умерла, или это он умер, а она была, их было пятеро, или все же шестеро, или... Рассказ о сумасшествии, грань которого очень тонка, и здравый смысл в этой битве терпит поражение.

Юлия Бурмистрова
«Тайна Чарльза Филимора». Версия: он улетел на воздушном шаре к небу, о котором всегда мечтал. Такой вот красивой историей все и заканчивается.

Комментарии


ох ты, и такой есть?)
срочно в хотелки!)


Есть!
А ты фрамовские сборники любишь? =)


если честно, я пока их не читала, потому что немного опасаюсь и не знаю с чего вообще начать :(
но я уже серьезно ууу готова за них приняться!)


Начни с какого-нибудь из последних, потому что старые сборники уж слишком неровные, их читать тяжело. И лучше, мне кажется, какой-то тематический взять, а не "Лучшие истории такого-то года" и не "Сказки".

А в принципе малую прозу ты любишь? Я вот не особо, поэтому для меня чтение этих сборников - труд и работа =))


сложный вопрос) вот у де Линта люблю, например))

я думала начать вообще наугад выбрать, а там пусть мироздание меня направляет) может вот с Чайной/Кофейной начать, м?


Хороший выбор, они обе отличные. Я пока не все осилила, но имхо, они в лучших =)


ухтыухтыухты тоже такую хочу!))


Чо делается! =))


Все рассказала, блин:)


Все равно эти простыни никто не читает, я пишу себе подробно, чтоб потом найти нужный рассказ, если приспичит =)


я прочитала))) но я не боюсь спойлеров - привыкла читать их с детства в предисловиях к книгам)))


Аналогично!
Мне, кстати, кажется, что такие спойлеры не страшные, они же моментально из головы выветрятся, если только у человека не компьютер вместо мозга. Невозможно из такой рецензии запомнить, что в каком рассказе было =)


точняк, пока я до этой книги доберусь - уже забуду за что в хотелки-то вообще записала;)) вернее, вообще - буду помнить (Шерлок Холмс же!), а вот детали быстро выветрятся)


Замечательную рецензию Вы наваяли, очень вкусную! Так и хочется схватить ноги в руки, и в книжный. Увы - на меня книга произвела прямо противоположное впечатление, т.е. категорически не понравилась. Батарейка моя села на Сергее Кузнецове. А Вам лично респектище)))) Это было здорово!


Спасибо =) Да, сборники ФРАМ вообще на любителя. Я любитель, но и то порой читаю через силу =)