Больше рецензий

Lisena

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 марта 2012 г. 23:39

60

5

Первое знакомство с автором, очень удачное. Начало книги интригует: средь бела дня в своем рабочем кабинете кончает жизнь самоубийством чиновник. Глава министерства Октавиан поручает провести ведомственное расследование этого инцидента порядочному и проверенному Джону Дьюкейну, который приходится ему по совместительству другом семьи. Джона отличает пуританская застенчивость, сдержанность и основательность поступков. Книга не о детективных методах работы, она больше о человеческой психологии поступков, о характерах людей, об умении оглядываться назад в прошлое, о необходимости прощать себя и окружающих нас людей.
Октавиан и Кейт - семейная чета, представители гедонистов и покровители нуждающихся в крове и душевном тепле людей. "Счастливые в браке, они были естественны в своей потребности одаривать счастьем других." Под своим кровом они приютили старика Вилли, пережившего трагедию в Дахау и до сих морально не оправившегося от нее; пожилого Тео, бежавшего с Индии после того как ему "открылось какое расстояние отделяет приятных и праведных" и познавшего другое лицо любви, которое его испугало; оставшуюся без средств существования вдову Мэри Клоудир, воспитывающую сына-подростка Пирса, которая уже много лет винит себя в скоропостижной смерти мужа; разведенную учительницу Полу с разнополыми близнецами, которая переживает внутреннюю дилемму и боится признаться себе в настоящих чувствах искренне. Кейт и Октавиан часто отдыхают, оставляя дом на жильцов, но в момент приезда Кейт всегда остро чувствует кому нужна ее помощь и поддержка, от этого иногда заигрывается в благодетельницу. В доме "все за всеми следят, делая мило лицо", предаются своим обидам, грехам и воспоминаниям. Все персонажи не шаблонные, а запутавшиеся в себе люди, которых пытается сплотить миротворец Джон, по-настоящему веря, что каждому сможет помочь и выслушать, помогает окружающим "совладать со своим прошлым". У самого Джона в личной жизни затянувшаяся история безответной любви, лишающая его равновесия и душевных сил, и мимолетная интрижка. Именно в такое время душевной неразберихи он приступает к расследованию, выясняет причины и тайны сослуживца, ближе узнает коллег по работе и находит время уделить внимание каждому человеку, живущему в Трескоуме. Нравственные устои его пошатываются, но натура его требует во всех начинаниях дойти до конца, докопаться до самой сути, не свернув на ложную дорожку. Это качество делает его непохожим на других обитателей большого дома, но отнюдь не безгрешным в мире окружающих его пороков. Финал порадовал. Джону достается долгожданное счастье, которое он как никто другой заслужил своими поступками праведника, выиграв войну с самим собой.

Нужно меньше думать о своих грехах и больше - о других. Но как научиться забывать... Главное - возлюбить добро, всё прочее не имеет значения. Замечать не зло, а добро. Сосредоточиться на хорошем - только так можно преодолеть самого себя.

Истинное зло, огромное, грозное, - то зло, что порождает войны и рабство, и бесчеловечность одного по отношению к другому, - заключено в уверенном, бестрепетном, несокрушимом себялюбии вполне обычных людей.

Единственное стоящее занятие - это истреблять в себе ту мелкую тварь; не судить, не возвеличиваться, не применять власть, не допытываться без конца и без меры. Любить, примирять и прощать - лишь это имеет ценность. Всякая власть греховна, всякий закон - зыбок. Любовь - вот единственный судья. Прощенье, примиренье, но не суд.

Лейтмотивом проходит картина Аньоло Бронзино ''Венера, Купидон, Безумие и Время".