Больше рецензий

14 июля 2020 г. 16:20

423

3.5 "Крестоносцы" на минималках.

Землетрясения огромной силы потрясают мир до основания. Тех же, кто пережил катаклизм, добивают обезумевшие - люди, внезапно слетевшие с катушек и начавшие убивать всё живое. Ариес теряет лучшую подругу и пытается спасти уцелевших приятелей. Клементина бежит от бойни в родном городе и надеется найти старшего брата. Мейсон лишается матери, единственного родного человека, и не знает, как жить дальше. Майкл пытается помочь случайному знакомому разыскать его жену и дочь.

На обложке кто-то сравнивает "Тьму" с "Легендой" Матесона, но, по-моему, это чистой воды Crossed в версии для подростков и брезгливых. Кровь подзамыли, изнасилования и расчлененку замели под ковер (они вроде подразумеваются, но где-то далеко за кадром), трупы умыли и подкрасили, как перед похоронами. А "Голодные игры" упомянули, видимо, просто потому, что они в то время были модные.

Но издёвки издёвками, а книга мне неожиданно понравилась. Она не лишена своих недостатков; экшн, например, Робертс пишет очень ходульный и мёртвый - он схватил, он ударил, он упал, и диалоги временами тоже отчетливо прихрамывают. Иногда героев подводит логика (но, благо, не слишком часто). Главы от лица "Ничто" и вовсе, имхо, надо было безжалостно вырубать - толку с них ноль, атмосфере книги они только вредят зашкаливающим пафосом, полезной информации не дают, зато нещадно спойлерят и без того вполне прозрачный сюжет. Выкинь их - книга только выиграет.

Зато в чем автору стоит отдать должное - разделение повествования на четыре несвязанные линии оказалось отличной идеей. Все герои имеют разный бэкграунд и разные локации, благодаря чему переключение между ними не дает заскучать. Кроме того, у них разные цели, что тоже делает линии интереснее: при общей задаче "выжить" Майкл и Ариес заодно стараются спасти людей вокруг себя, Клементина - найти брата, а Мейсон очень старается не свихнуться.

Герои выглядят вполне живыми и разными. Мейсон тяжело травмирован и большую часть времени замкнут на себя, Майкл очень старается быть сильным, но в реальности ломается в первой же серьёзной заварухе, Клем ищет утешения в обращении к, возможно, давно умершему брату, пребывая на грани истерики и живя только надеждой на встречу. Они порой делают глупости, но ровно настолько, настолько делают глупости живые люди в сильнейшем стрессе, и не ощущаются суперменами.

Менее всего мне понравилась, как ни странно (а может, наоборот - совершенно ожидаемо) дéвица без страха и упрёка Ариес, в бешеное хладнокровие которой мало верится и которая вдобавок во всём этом бардаке вляпалась в классическую янг-эдалтовую линию "все вокруг дохнут и нам нечего жрать - самое время помечтать о парне, с которым мы общались полчаса!". Слава ктулху, этого хоть немного. Из-за эдакого комплекта начинающей Китнисс она ощущается менее живой, чем остальные персонажи.

Читается книга влёт, лёгкая она как пух. Для расслабона - самое то, когда от жары мозги склеиваются. А вот получить от неё какие-то серьёзные эмоции и размышления довольно сложно. Главная проблема "Тьмы", которая вредит ей больше всего - тотальная безыдейность и нежелание Робертс в принципе работать с концом света, её интересуют только люди в его декорациях. И людей она пишет недурно, правда, но надо же хоть что-то объяснить и про то, что вообще произошло и для чего мы куда-то идем по сюжету, а не "ну, просто всё вдруг схлопнулось".

Изначально автор пытается играть на поле эко-темы и внутренней тьмы человека, природной склонности к жестокости, но все эти интересные завязки так и остаются заброшенными где-то в первых главах. В итоге книга выходит обычной побегушкой-выживашкой - неплохой по меркам жанра, но абсолютно проходной. Возможно, эти темы будут лучше раскрыты в продолжениях, но пока всё так.