Больше рецензий

5 июля 2020 г. 21:46

1K

4 "Разница между великим и смешным иногда всего лишь вопрос перспективы"

Имя Феликса Кривина для меня абсолютно новое, знакомство с ним я начала, видимо, с самой спорной книги в его творческом наследии - и то, что она мне очень и очень понравилась говорит о том, что встречи с писателем точно продолжатся.

Книга оригинальна по форме, она "подражает театру", отражая дрожание жизни, особенно той её части, что касается человечности, сферы самой болезненной и чересчур искусственной. Жизнь, предвосхищающая искусство; искусство, копирующее жизнь.

Наверное, лучше это назвать сборником стихов, пьес, очерков, размышлений. Сквозного сюжета здесь нет, кроме мысли о том, что сложнее всего играть роль человека. Реальная сцена полна статистов, иногда встречаются герои, но почему-то после спектакля вместе с маской исчезает человек и получается ничего. А ведь

на сцену жизни человек совершает один единственный выход, и его никогда не удается вызвать на бис.


Первая часть сборника, "Действующие лица", написана в стихах. Ироничных, забавных, точных. Рекомендую найти и прочитать, без всяких там исключений, они хороши! Мне кажется, вариации из них самостоятельно бродят по миру и мало кто знает, что базируются они на Кривине.

Люди ищут философские камни, а они лежат повсеместно. Каждый камень по-своему Гамлет: без толчка не сдвинется с места.


Далее в книге представлены несколько пьес, которые вроде бы иллюстрируют жанровое разнообразие театрального репертуара - комедии, трагедии, античность, классика, романтизм, современность и прочее, прочее. На самом деле они все об одном и том же - как не потерять человечность. И что это вообще такое. По Кривину, человечность замешана на любви, неравнодушии и воображении. Очень ей вредит власть.

Вы сообразите - когда легче справиться с Землей: когда она воображает, что она центр, или когда сознает, что она всего лишь маленькая периферия? Вот зачем нужна система Коперника.


Не совсем я въехала в раздел "Тоже театр". Похоже на "Всеобщую историю, обработанную «Сатириконом». Но выбор исторических сюжетов не очень понятен, кроме заключительного вывода))

Амур
За столько веков Амур испробовал все виды оружия.
Стрелы.
Ружья.
Пушки.
Бомбы разных систем.
И всё это для того, чтоб люди полюбили друг друга.


А когда люди любят, у них и яблони в Сахаре растут и "верблюды зелёные" под ними отдыхают. Для любви нет ничего невозможного. Беды начинаются (точнее сказка никак не может начаться!) там, где "феи не любят".

Не забывай, что ты в сказке. Здесь не бывает средней любви. Здесь либо совсем никакой, либо очень большая.


Самое большое впечатление произвели две небольших пьесы "Происшествие" и "Экспонат 212". Они страшно-актуальны сейчас. Кривина очень волновало человеческое равнодушие и он выразил это в памфлете-детективе, где просто и понятно рассказал, чем плоха тактика невмешательства. У страусов оказалось большое разнообразие видов. Но всё это были виды задниц.

Там, где каждый считает, что лично он не делает погоды, погода бывает самая отвратительная.


"Экспонат" посвящен истории, точнее переписыванию истории в угоду ситуации. "Быть историком - это, знаете ли, не самый праведный путь".

От "Подражания театру" веет некоторой простодушностью, несмотря на обилие метких наблюдений. Но идея книги всё равно прекрасна, театр жив и помогает жить. И служит зеркалом. На которое, как известно, пенять при кривой-то роже...

Книга написана в 71 году и тогда же уничтожена цензурой. Думаю, сегодня ей был бы уготовлен тот же путь, мысли крамольные, "кондуктор, отмените станцию Надежды, объявляйте площадь Борьбы!". К сожалению и к счастью, она не так уж популярна.

Книжное государство. Ривердейл.

Пользуясь случаем... Panda17 ))) советую стихи из раздела "Действующие лица", остальное тебя вряд ли заинтересует ;)

Комментарии


Какая прекрасная рецензия! Спасибо, в стихи загляну))


Там про классических героев. Глядишь, и виш пополнишь классикой!


кто знает, кто знает xDD