Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

3 июля 2020 г. 17:27

2K

4 Персонажи и актёры...

Многие критики рассматривают деятельность Пиранделло как поиск новых театральных форм, продолжение психологических исканий, начатых Генриком Ибсеном и Августом Стриндбергом, подчёркивают его влияние на творчество европейских авторов, считают создателем новой философской драмы... Я не вправе присоединиться к суждениям, так как для меня это первое знакомство с известным итальянским драматургом. Меня удивил нестандартный подход автора к действию на сцене. Сегодня привычны и более невероятные воплощения, но этой пьесе почти сто лет!
Оригинальность начиналась с фразы: "Но что вы от меня хотите, если Франция давно уже перестала поставлять нам хорошие комедии и мы вынуждены ставить комедии этого Пиранделло, которого понять – нужно пуд соли съесть и который, словно нарочно, делает все, чтобы и актеры, и критики, и зритель плевались?" и продолжая взаимодействием (или противодействием) Персонажей и Актёров.
.
Пиранделло создал своеобразный вариант представления: "сцена на сцене".
Актёры и Персонажи в ней - два разных лагеря. То, что для первых является игрой, работой, созданием иллюзии, для других представляется единственной реальностью.

Но даже отбросив вопрос о внешнем сходстве, актер сможет выразить свое личное представление обо мне, свое личное восприятие, – если только оно у него есть вообще, – а вовсе не то, что я представляю собой на самом деле, и не так, как я воспринимаю себя сам.

Находясь в зрительном зале театра, я всегда с восторгом воспринимаю присутствие артистов среди публики, когда они появляются не из-за кулис, а двигаясь по проходу партера, поднимаются на сцену совсем с другой стороны. Вовлечения зрителя в действие - мой любимый ход, он размывает традиционные границы между режиссером, актерами и зрителями.
Пьеса относится к разряду философских, она задаёт много вопросов, в то время как ответы слишком неопределённы. Даже самый известный, играемый персонаж в разном исполнении выглядит по-разному. А если представить, что Персонаж первичен, а Актёр вторичен, то имеет ли он право преподносить Зрителю собственную интерпретацию исполняемой роли?

Историческая справка: "Римская премьера этой пьесы, самой популярной из 44 пьес драматурга, закончилась скандалом: зрители были оскорблены рассуждениями персонажей об относительности добра и истины".

Пьеса прочитана в группе Драматургия.