Больше рецензий

Annik

Эксперт

по прокрастинации

16 марта 2012 г. 13:22

62

5 Спойлер

ОСТОРОЖНО, СПЛОШНЫЕ СПОЙЛЕРЫ НА ВСЮ ТРИЛОГИЮ!

"Темные начала" Пулмана (трудно разорвать их на три отдельные книги) - одно из самых запоминающихся, глубоких и многослойных произведений, что я читала. И это отнюдь не детская сказка (хотя многие дети читают, и им нравится).

Пулман создал красивейший мир, где дух (часть знаменитого триединства – душа, дух и тело) предстает в виде животного – деймона, сопровождающего своего человека на протяжении всей жизни. Мир, где наравне с людьми живут ведьмы и разумные белые медведи, имеющие свое королевство – Свальбард.
Мир, который, на первый взгляд, гораздо чище и прекрасней нашего, но прогнивший изнутри, зараженный властью Магистериума, подчинившего себе все вокруг.
И вот ученые обнаруживают существование особых частиц – Пыли – невидимых глазу и оседающих только на взрослых. Магистериум быстро находит этому объяснение – дети чисты и безгрешны, поэтому Пыль – символ Первородного греха – не может их задеть. Тогда особое подразделение церкви – Жертвенный совет - начинает похищать детей и проводить над ними эксперименты, дабы «не дать греху завладеть ими». Беспризорники, цыгане… кто их хватится? Все эти дети становятся жертвами «высшего блага»… и умирают ради него. Сепарация. Теперь это слово всегда ассоциируется у меня с дрожащим в заброшенном сарае мальчиком, крепко прижимающим к себе рыбу, чтобы хоть на миг забыть о том, что так безжалостно у него отняли.

Возглавляет Жертвенный совет мать главной героини – весьма колоритный персонаж. В первой книге она вызывает лишь ненависть, но дальше раскрывается с новых сторон.
Стоит сказать и о самой главной героине – Лире – двенадцатилетней девочке-сорванце, живущей в Оксфорде на попечении ученых, абсолютно не представлящих, что с ней делать и как укротить. Необразованная маленькая лгунья, мечтающая о приключениях и абсолютно преданная своим друзьям. Пулман настолько ярко и правдоподобно ее описывает, что трудно представить, что Лира – лишь плод его воображения.
Отец Лиры – лорд Азриэл (который полкниги вполне успешно притворяется ее же дядей) – еще один очень и очень неоднозначный персонаж. С одной стороны, у Азриэла довольно-таки благородные устремления – он мечтает освободить свой мир от власти Магистериума… С другой – средства, которые он использует для их достижения, весьма и весьма далеки от благородства. Здесь и убийство только что спасенного от Жертвенного совета друга Лиры, смерть которого он использовал, чтобы открыть проход между мирами, и то, что на месте мальчика вполне могла бы быть его собственная дочь, и многое другое…
Даже благородная жертва Азриэла в бою с Метатроном была совершена не ради спасения дочери, а ради свержения Властителя, во имя своей Небесной Империи.
Георг Эберс писал:


всякий путь хорош, если он ведет к великой цели

Лорд Азриэл – живая иллюстрация этих слов. Пулман показал нам одержимого своей Великой Идеей гения и фанатика в одном лице. Он показал, что у таких людей не бывает иначе, в их жизни нет ничего – ни привязанностей, ни любви – кроме их предназначения.
Азриэл жесток и хладнокровен, но никто другой не сумел бы разрушить весь существующий мир, чтобы заложить основы нового – более совершенного.
С другой стороны – Мариса, которая в начале совершенно хладнокровно обрекает на смерть чужих детей, а потом жертвует всем ради своей дочери.

Все герои Пулмана настолько живые и неоднозначные, а миры яркие и почти физически осязаемые, что о них можно писать и говорить часами. Но лучше просто прочитать и попытаться почувствовать все, что хотел сказать автор.
Я абсолютно уверена, что каждый найдет в этой трилогии что-то свое, - смысл, который будет близок лично ему.

P.S. Фильм настолько поверхностный и голливудский в худшем смысле этого слова, что о нем даже говорить не хочется.