Больше рецензий

ov-20

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июня 2020 г. 22:25

594

4 нет повести печальнее на свете

... чем повесть о братьях Гроссбартах, Гегеле и Манфриде. Гроссбарты жили на свете до них, да и после них, к сожалению, однако если наших героев назвать "душегубами" и "злодеями" - так таким сравнением мы только зря обидим душегубов. Нет, даже душегубы на фоне братьев Гроссбартов - пушистые котики. А ведь так с первого взгляда и не скажешь - конечно, не писанные красавцы, но щуплые, мелкие, оспинами покрытие, разве что бороды отрастили такие, что кому-то и за всю жизнь не вырастить столько, сколько им к 25 годам; - так разве ж скажешь по ним, что это самые мерзкие гробокопатели и разорители могил из всех? Ремесло это перешло к ним по семейной линии - и дед гробы копал, и отец, вот и их черед пришел. Гроссбарты не чураются любой грязной работы, коли она их приведет к горе богатства хотя бы в теории, мстительны, бессовестны и бесчувственны. Убить человека, сжечь живьем ребенка, добить раненного, да что там, собаку зарубить или там дечушку - нет проблем; в крайнем случае братья Гроссбарты могут еще и молитву прочесть над трупом, но рассчитывать на это везение не приходится - сказано же, в крайнем случае.

Братья Гроссбарт существуют в мрачном средневековом мире - настолько мрачном, что в третьем "Ведьмаке" присутствует пасхалка в виде их упоминания (а в "Ведьмаке", даже игровой версии, все ох как мрачно). Это мир, в котором демоны - вполне себе реальны, убийца может на привале вести философские и теологические беседы и совершенно не видеть никакого диссонанса между мыслями и действиями, а жизнь человека - тьфу, медного гроша не стоит. Это то самое "грязное"средневековье, которое так любят авторы темного фэнтези: можно одновременно и шокировать читателя, и развлекаться с героями, которых в современный или даже сугубо исторический сеттинг никак не втеснить - покажутся карикатурами. Ультимативные злодеи, которым нет прощения, казалось бы - но которые выписаны с таким мрачным же юмором, что читать об их приключениях (злоключениях?) - действительно развлечение, а не изучение протоколов с места преступления.

К тому же Буллингтон отлично ловит саму суть средневекового человека: дикую мешанину из христианской религиозности и куда более древних верований: когда Манфрид вырезает деву Марию, явно тяготея к палеотическим Венерам, он демонстрирует это лучше некуда. И сам характер героев диктует иную форму романа: это, кажется, то ли плутовской роман Нового времени, то ли большой привет средневековому "Роману о Лисе", в котором не самый благородный герой напролом идет к своей цели. Так и тут - очень, очень далекие от благородства герои путешествуют по средневековой Европе в поисках богатства, и ради богатства - ну, вы уже читали выше. Герои обладают поистине демоническим везением и из каждой передряги выходят если не целехонькими, то хотя бы просто помятыми, но живыми. Да что там, их и смерть не может остановить на пути.

Как и плутовской роман, как и Роман о Лисе - это книга для людей без очень четких моральный требований к герою; это книга для тех, кто готов читать физиологичные описания насилия и не страдать от этого; наконец, для тех, кто не начинает читать книгу о худших людях на свете с уверенностью, что вот сейчас-то они перевоспитаются.

Обернутая в фантик исторического исследования книга Буллингтона - про злодеев, которым ок быть такими, какие они есть. Умение принимать себя даже в фэнтези - редкий дар. Будем учиться у братьев Гроссбартов.

Эпилог.

спойлер

Нельзя сказать, что история братьев Гроссбарт началась пятьсот лет назад, с обнаружением манускрипта в одном немецком монастыре - и точно так же нельзя сказать, что дорогой читатель, закрыв книгу, закончил эту историю. Подобно тому, как страницы эти бесценные погибли во время бомбардировок Дрездена, но все равно нашли путь к дню сегодняшнему, они найдут путь и в день грядущий. Устные предания стали рукописями, рукописи привели к книге, а что будет дальше - Бог знает; возможно, что ревизионисты наконец одержат верх, и следующий фолиант с именами "Рахими" или "Танцер" на корешке станет отправной точкой для всех дальнейших исследователей? А быть может, Данн или Ардануй положат новый фундамент в гроссбартоведение, как мы позволим себе его называть? Прошлое, по словам Маргарет Этвуд, великая тень - и кто знает, что мы еще найдем в этой тени; действительно спасшегося Манфрида или погибших в гробнице от голода братьев? Навострим же уши и прислушаемся, не доносится ли до нас звук, с которым до сих пор дергают себя за бороды братья Гроссбарты.
свернуть

Книга прочитана в 6 туре игры "Долгая прогулка-2020", команда Читаем за еду!