Больше рецензий

Mary-June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 июня 2020 г. 13:00

546

3.5

Книга разделена на три части. «Вегетарианка» - наполовину излагает точку зрения мужа героини – среднестатистического корейского обывателя, несколько грубого, несколько эгоистичного, женившегося, потому что надо как у всех (не хуже, чем у других), наполовину состоит из описания снов самой Ёнхе. Конечно, ее внезапный отказ от животной пищи может вызвать беспокойство близких людей – но не о том, о чем они все беспокоятся, да и проявляться это беспокойство должно совсем не так, как проявилось.
В «Монгольском пятне» рассказчик меняется – это муж старшей сестры героини. Творческий человек, которому повезло с женой и которому от идеальности этой хорошей женщины вдруг стало тошно. Конечно, это прямо-таки удушающая забота – дать возможность мужу спокойно монтировать свой видео-арт, не отвлекая его и не привлекая к повседневным делам, не расспрашивая, почти сразу после рождения сына отправиться вновь работать в свой косметический магазин, тем самым содержа семью. Муж закономерно стал тосковать и в муках творчества породил то ли шедевр искусства, то ли… Вот вам и вопрос – чем и кем должен жертвовать или пренебрегать настоящий художник ради творчества?
В «Пламени деревьев» читатель остается наедине с мыслями той самой идеальной старшей сестры. А она переживает (на самом деле не очень) предательство мужа (или его экстраординарный творческий порыв), от нее – пострадавшей стороны – отворачиваются родители и семья брата (что она сделала? просто привлекла к себе ненужное внимание, проявив заботу о младшей сестре) и она же единственная берет на себя заботу о младшей сестре, пусть и проявляется это в визитах в психиатрическую клинику. И еще парочка вопросов: есть ли у человека право на смерть и есть ли польза от современных психиатрических клиник?
Если честно, мне не очень нравятся подразумеваемые книгой ответы на последние два вопроса.
В каком-то смысле в романе мы получили растянутое «Превращение» Кафки (только вот Грегор Замза определенно не стремился стать насекомым и содержал всю семью, а вот Ёнхе всячески торопила свое превращение в растение и явно не была единственным кормильцем многочисленных родственников). Но в целом – с человеком что-то происходит нехорошее, а никто ему или ей уже помочь не может.

Источник