Больше рецензий

22 июня 2020 г. 20:16

737

3

Почему-то плохие книги больше вдохновляют на многословные рецензии)
Первое знакомство с автором. Все пошло не так с самой аннотации. Было в ней что-то мутное и с привкусом ванили. Но сулила она морские приключения, загадки и любовь – прекрасные составляющие.
К сожалению, последний пункт сильно перевесил два первых. Большая часть книги посвящена страсти главного героя (Коя) по героине (Танжер). Он влюбляется в нее с первого взгляда и страницу за страницей смакует каждую деталь ее образа, считает веснушки на теле, вожделеет это самое тело. Мы видим несколько описаний цвета глаз Танжер, они меняют цвет в зависимости от настроения, погоды, еще каких-то факторов. Стоит ей сменить одежду, автор сразу же сообщает об этом. Вот она в тонкой майке и классических джинсах, вот она в платье с вырезом, в шортах цвета хаки и так далее до бесконечности. Мы знаем интерьер ее квартиры, периодически повторяем информацию о цвете глаз и стрижке. Описание Танжер занимает, пожалуй, треть повествования. Но при этом она остается крайне загадочной! Потому что периодически врет с таинственной улыбкой и движется с грацией кошки/ волчицы/ какого-то еще животного.
Кой попроще. Он то косит под дурака, то цитирует энциклопедии. Автор поделился с ним своим профессиональным морским опытом, поэтому Кой профессионально умен. И профессионально зациклен. Все его разговоры упорно сводятся к морю. Метафоры в адрес женщины – к морю. И вроде все поняли, что он фанат своей работы, но он еще миллион раз повторит, что любит море и читает книги только о море. Потому что не какая-то сухопутная крыса, а море любит.
Еще Коя привлекают женщины. Потому что он моряк и мужик. Есть какая-то философия насчет проституток. В книге вообще много философии под формулировкой «какая-то».
Еще в книге есть пара неоднозначных злодеев, которые (вместе с Коем) шутят про мамок-проституток. А также, в традициях киношных злодеев, много болтают, чтобы главный герой успел им навалять, а мы успели все понять.
«У каждого своя роль, и следует исполнять ее наилучшим образом», - говорит один из персонажей, и прекрасно характеризует книгу. Здесь нет героев с двойным дном (хотя есть откровенные интриганы). Есть роковая красотка, есть брутальный простак и два ушлых дельца. И они ни за что не выйдут из образов. У них нет других граней.
Авторские находки в описании героев и их действий поражают воображение. Поцелуй описывается как «излияние в рот раненой самки», и это, пожалуй, самый запоминающийся образ первого поцелуя, который я встречала в литературе. Но помимо него была еще пара пространных постельных сцен, наполненных подобными излияниями.
Ближе к концу книги, налюбившись во всех позах, герои сосредотачиваются на основной цели мероприятия – на сокровищах. То есть все, разумеется, ищут не сокровища, а тайну, потому что они не такие (!) Кстати, болтовня о том, что они не такие, учитывая, что они такие, заняла непростительно много места.
Последние четыре главы прошли довольно бодро и по делу. Вообще, исторические вставки и рассуждения персонажа профессора было приятно читать. Хотя с профессором тоже не все так просто. Он порой выдает сомнительные истины по типу «женщина – единственное живое существо, которому нельзя дать определение в двух последовательных фразах». Соответственно, мужчина – единственное, которому можно. Или там еще есть какие-то существа? Непонятно. Но красиво, как курортный подкат.
Наконец, автор не стесняется похвалить себя. «Ей бы романы писать, думает Кой. Мастерски владеет интригой». Это он о том, что Танжер постоянно недоговаривает. Вероятно потому, что ей пофиг на героя или потому что надо держать марку роковой женщины. В любом случае, эта напускная интрига очень быстро надоедает и, следовательно, перестает существовать. Ок, мы поняли, что Танжер будет мутить воду до последнего. Ок, мы знаем, что вы плывете не за потонувшим кораблем, а за интимом под плеск волн.
Забавляет идея автора ввести под конец книги персонажа, от лица которого ведется история. Вроде бы был всезнающий автор, и все ок. Но нет. Историю рассказал персонаж, который даже не главный герой. Тем забавнее стали смотреться смачные постельные сцены на две страницы. Ну и развратник этот рассказчик! Кто ему только про янтарную сперму на бедре рассказал? Или это она сам додумал?
В общем, не знаю, чего ждала от книги. Возможно, автор так и пишет. Или переводчики опять все исковеркали и напридумывали пошлых метафор, да две главы вожделения вставили. По итогу я получила сносную основу для какого-нибудь романтического фильма 80-90х по типу, например, Романа с камнем. В детстве он мне нравился. А поскольку в фильм не вставишь авторских описаний персонажей, получится не так похабно и затянуто. До сих пор не знаю, какую роль играли синие глаза Танжер, ее армейский кулон, гардероб, кресла и ворох всякой подобной шелухи.
Сложилось впечатление, что Тайный меридиан родился из какой-то извращенной и порочной связи Ремарка и, допустим, Стивенсона. Израненные герои пьянствуют, философствуют и, между делом, ищут сокровища. По отдельности хорошо, а вместе – каша.

Источник