Больше рецензий

21 июня 2020 г. 23:13

936

4

Довольно эффектная, увлекательная и в определенном смысле масштабная история о том, что всегда, во все времена самым страшным и безжалостным существом был, есть и будет человек. И это не просто философствование и морализаторство в попытке казаться глубже, чем есть на самом деле, а суровая правда в фантастическом и даже хоррорном антураже.

Постапокалиптическая история, каких в последнее время выходит немало, обернута в подгнивающую упаковку зомби-апокалипсиса, только зомби тут не просто ходячие трупы, а жертвы некоего Офиокордицепса — разновидности грибка, которая поражает мозг, заменяя все его нервные функции ложными импульсами и подчиняя себе своего носителя. Одним словом, паразит. И это ни в коем случае не спойлер, потому что этот грибок упоминается практически все время, в тех или иных вариациях. С одной стороны, это довольно оригинально и в то же время убедительнее, чем если бы это был какой-то радиоактивный мутаген, мутабор или еще какая-нибудь абракадабра, произведенная на хим.заводе и, как это всегда бывает в подобного рода книгах или фильмах, случайно слитая в канализацию. С другой стороны, это помогает рассматривать голодных как новый вид людей, которые проходят через своеобразную эволюцию и... да, дальше мог бы быть спойлер, но что-то настроение у меня не спойлерное, поэтому кому интересно, читайте книгу.

Идея книги интересна еще и тем, что она подкреплена какими-то научными фактами и понятиями, базирующимися на изучении организмов зараженных, что опять же придает некоторую очевидную достоверность всей псевдо-научной теории, которую излагает единственная на всю книгу ученая доктор Кэролайн Колдуэлл. И да, эта научная подоплека хоть и пестрит научными терминами, однако она ими не перегружена до той степени, после которой мозг начинает распирать черепную коробку и пытаться выбраться наружу, подальше от пичкаемой ему ереси. Здесь нет чрезмерности, здесь все в меру, в тему и имеет под собой вполне научные основания. И отчего-то несложно поверить, что возникни такой грибок не только в фантазиях автора, то жизненный сценарий разворачивался бы, может, и не столь буквально, но где-то в чем-то очень похоже.

Однако что есть идея без соответствующего воплощения? Идея сама себя не обыграет. И тогда на авансцену выступают персонажи. Их мало, хотя, казалось бы, в хорроре чем больше мяса, тем лучше (больше мяса — больше трэша, а ужасы без крови — не ужасы вовсе, если только это не «Ребенок Розмари»). Но и той малости, которая имеется в данном случае, с лихвой хватает, чтобы во-первых, проникнуться атмосферой постепенного угасания человечества, во-вторых, понять, что некоторые монстры могут быть гуманнее и человечнее людей. Ну и в-третьих, благодаря этому универсальному источнику эмоций можно наглядно наблюдать, что не всякая борьба приводит к тому результату, который желаем и, иногда, чтобы победить, нужно сначала проиграть (хотя откровенно говоря, кому вообще сдалась такая победа?).
Из всех персонажей-людей мне, пожалуй, больше всех не то чтобы понравился, но «зашёл» сержант Паркс. Простой, понятный, грубоватый и прямолинейный, он яркий представитель той части человечества, от которой не ждешь подвоха, но которая с плеча рубит правду-матку и никогда не выстрелит в спину. Ну, верю, что всякое могло быть и наверняка было, но сержант наиболее человечен, потому что в нем нет лицемерия. И это, к слову, качественно отличает его от мисс Джустин, но не потому, что она лицемерка, скорее, она приспособленка, которая сама по себе ничего не решает. У нее есть собственные мысли и чувства, есть свое мнение, однако ничего сверх-важного она не совершает, она ничего не изменяет и никак не может повлиять на происходящее. Даже доктор Колдуэлл со своим глобальным помешательством вызывает не ненависть и презрение, а всего лишь научный интерес к гиковатому ученому, который с вполне искренним интересом и даже восторгом будет изучать только что распиленный череп зомбированного ребенка, преследуя при этом исключительно научные цели и не испытывая ни капли ненависти к этим измененным людям в целом.
Киран Галлахер олицетворяет всю наивность, невинность и неуверенность, которая придает человечности более-менее определенную форму. Он словно пограничная форма между Парксом и Джустин, но при этом ему не хватает стойкости и силы воли, чтобы выбрать одну позицию и четко ей следовать. Хотя при этом он учился... ПЫТАЛСЯ научиться, потому что некоторые вещи принять гораздо сложнее, чем просто понять.
И, конечно же, главная героиня, о которой тоже необходимо сказать несколько слов. Главной героиней является голодная девочка Мелани, она фигурирует везде, даже в синопсисе, собственно, я и книгу-то эту купила потому, что мне понравился синопсис.

«Мелани — совершенно особенная девочка. Каждое утро она послушно ждет, пока солдаты заберут ее из комнаты. Приковывая ее к креслу и держа на мушке, солдаты дрожат от страха. Мелани шутит: «Я не кусаюсь», но никто не смеется. Только в этом мире, где население Бирмингема равно нулю, где зубы — оружие пострашнее ружья, десятилетняя девочка способна наводить ужас на потрепанных жизнью солдат. Она же просто ребенок... или нет?»

Мелани не просто ребенок, она не оружие и в определенном смысле она даже не является полноценным чудовищем. По крохам собирая необходимую для себя информацию, задавая нужные вопросы и делая правильные выводы, она периодически проявляет гораздо большую мудрость, чем ее старшие товарищи по несчастью. Четкое осознание того, кем она является и что из этого следует, выставляет ее в выгодном свете хотя бы потому, что она просто принимает это. Вопрос не в отрицании и не в том, что она пытается изображать из себя человека. Она ничего не изображает, потому что она знает, что не такая, как остальные. И это осознание не столько пугает ее, сколько дает ей возможность разделить понятия дружеских отношений и суровой необходимости, при которой она потребует надеть себе маску, застегнуть наручники или возьмет в руки рацию или пистолет. В этом ребенке я обнаружила не просто острый ум и проницательность, но, как я уже упомянула, настоящую мудрость оценки критических ситуаций и признаюсь, это именно тот тип героинь, которые мне нравятся. Когда сознательность, спокойствие, рационализм и при этом умение чувствовать сквозь мутную пленку отличий не делают тебя лучше или хуже. А просто делают тебя другой.

Не то чтобы я впервые читала про зомби... Но впервые идея показалась мне настолько стоящей того, чтобы потратить на нее время. И, конечно, она реально того стоит.
Потому что всегда по-настоящему интересно читать о том, как люди оказываются в экстремальных условиях, как они выживают, как сосуществуют... и получается ли у них в итоге сохранить человеческий облик.

Единственное, что мне показалось странным, так это то, что в моем издании по ходу текста в скобках были вставные слова или пояснения к тем или иным ситуациям. В плане изложения это напомнило мне какой-нибудь дневник, куда вносишь памятки или поправки, но если честно, это иногда сбивало с толку.
В остальном книга хорошая. Интересная, цельная, логичная и... пожалуй, концовка оказалась не только необычной, но и очень удачной. По крайней мере, в контексте этой самой «новой эры». Не скажу, что она мне очень понравилась, но... она меня убедила.

Источник