Больше рецензий

6 марта 2012 г. 16:47

281

4

Майкл Джон Муркок (1939) — один из самых известных современных британских писателей — оставил след почти во всех литературных жанрах, от фэнтези до политического памфлета и сатирического рассказа. Его литературная карьера началась в 1956 году, когда 16-летний Майкл сделался главным редактором журнала комиксов Tarzan Adventures. Позже Муркок редактировал издания Sexton Blake Library и New Worlds (1964–1971), составлял сборники фантастических рассказов, преподавал историю культуры и не переставал писать.
«Ни дня без строчки!» — под этим девизом для Муркока прошло почти полвека творческой активности. За это время он выпустил сотню романов, десятки рассказов и множество эссе. Муркок всерьез увлекался политикой. В начале 1960 годов он примкнул к левым радикалам, а затем два года редактировал печатный орган лейбористской партии, журнал Current Topics. Позже вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983-м резкую публицистическую книгу «Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии».
Когда-то, начиная писать, Муркок задумал создание суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его сочинения. У него появилась концепция Мультивселенной, в которой различные параллельные миры постоянно взаимодействуют друг с другом. Романы этого цикла написаны в разных жанрах: НФ, фэнтези, роман абсурда, альтернативная история и декаданс, «космическая опера» и даже детектив.
Однако Муркок, так или иначе, всегда писал о Британии, о ее истории и жителях. Лондон для него — больше, чем просто город. Он полон связей с прошлым писателя. Критик Джон Клют назвал основной роман Муркока о Лондоне («Лондон, любовь моя», в оригинале «Mother London») «фантастическим, сложным и эксцентричным триумфом Человека».
Этот роман — описание истории города в течение периода, который примерно соответствует собственной жизни Муркока от рождения до момента публикации книги.
Сюжет подан очень фрагментарно, хронология отсутствует (хотя в названиях глав указаны точные даты). Три основных персонажа имеют способность читать мысли окружающих. И эти мысли обрывками наполняют роман, усиливая колорит эпох — от выжженных войной 40-х, психологической катастрофы 50-х, хипповского угара 60-х до панковского нигилизма 70-х и постшоковой ностальгии 80-х.
Герои признаны психически неполноценными и проходят курс лечения в больнице. Но телепатия в романе позволяет расширить границы лондонской панорамы, придать ей третье измерение. К тому же телепатия, по признанию одного из героев, действует лишь в пределах столицы Британии — это дар Лондона.
Мечтательная Мэри Газали, чудесным образом спасшаяся из пламени страшного пожара, погубившего ее семью, и страдающая амнезией. Молодой писатель Дэвид Маммери, автор книг о коллекторах Лондона, его подземке и мрачных катакомбах. Джозеф Кисс, профессиональный телепат и талантливый актер с неудачной судьбой. Их окружает множество второстепенных персонажей, иллюстрирующих разные эпохи в новейшей истории Лондона: художники-неудачники, мелкие воришки, суетливые иммигранты, зазнавшиеся нувориши, правительственные функционеры.
Это история о мифах, которые создает город, и которые выдумывают люди, чтобы выжить в нем.

Майкл Муркок "Лондон, любовь моя"