Больше рецензий

18 июня 2020 г. 12:01

461

5 фон Триер: из чего только сделаны гении

•«Если бы не его самоирония, вряд ли кто-то вообще смог бы его выносить» (Оке Сандгрен)
•«Ларс известен во всём мире, его имя будет упоминаться в учебниках истории, но ох и цену же он за это платит! Правда» (Петер Ольбек)
•«Он хотел бы бесконечно продлевать ночь, только чтобы ему не приходилось вставать навстречу новым страхам» (Бенте Триер)
•«Триеру не нужно было, чтобы актёры играли свои роли, — он хотел, чтобы они стали своими героями» (Мортен Анфред)
•«Ты бодрствуешь, но при этом вдруг видишь сон наяву. Для этого ведь фильмы и создаются» (Вибеке Винделёв)
•«Я могу назвать некоторые фильмы, которые, возможно, лучше моих, но я не могу назвать режиссёра, который был бы лучше меня» (Ларс фон Триер)

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Журналист из известной датской газеты решил написать о ставшем уже культовым режиссёре. Расспросил о нём 24-ёх самых близких к нему людей и известных в мире кино критиков. Получил доступ к его архивам, фото и видео. Но самое главное, он провёл несколько месяцев вблизи своего героя, расспрашивая его, подыскивая ключи к откровенному разговору, раздражая его, подыгрывая ему, выуживая из него минуты задушевных бесед.

Говорю тебе, никто эту твою книгу читать не станет

(Ларс фон Триер)

Нильс Торсен, «Меланхолия ГЕНИЯ. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы и фобии», прекрасное издание в 704 стр. от Издательская группа «РИПОЛ классик», 2013 г. Огромный том, полный откровений о жизни мальчика, который с детства панически боится умереть, обнаружить у себя признаки рака, проехать в тёмном туннеле, полететь на самолёте, который только в тридцать лет у больничной койки возле умирающей от рака матери невзначай узнаёт, что его любимый отец — не его родной отец... От сумасбродного студента до скандального режиссёра, от милого домашнего в трусах и майке невротика до тирана на съёмочной площадке, от первых шагов в мире кино до ошеломительного успеха... Жизнь Ларса фон Триера предстаёт здесь очень интимно и предельно откровенно. Он сам говорит о себе то, что думает, ведь Ларс всегда был передельно искренним человеком. Но и здесь кажется, что он с нами хитрит, а его лисий взгляд (доставшийся ему от кровного отца) проникает до самых глубин человеческого несовершенства и испорченности.

Автор книги постарался создать гармоничный текст в форме постоянного диалога с Триером и людьми, его знающими, создаётся эффект целого хора мыслей и свидетельств, выстроенных в хронологическом порядке — от детства, отношений с матерью («В каком-то смысле можно сказать, что все те фильмы, которые я снял, сделаны для моей мамы, да?»), взросления и первых шагов в кино... до настоящего, когда он задумывается снять фильм о катастрофе — «Меланхолию».

Мать специально спланировала беременность от человека, который мог дать "творческие гены" её потомству, а когда Ларс единственный раз встретился с уже 90-летним кровным отцом, сухоньким элегантным старичком, тот лишь сказал, что надеялся, что мать Ларса предохранялась. И фобии, которые всю жизнь сопровождали режиссёра, — из детства, большую часть которого он был предоставлен сам себе, а когда высказывал матери свои страхи по поводу смерти, та скептически замечала, что он не умрёт, но такой шанс всё же имеется.

Я воспринимаю мир как место, где царит зло

(Триер об «Антихристе»)

Жизнь и творчество Триера неразрывно связаны, так что его фильмы словно преодоление его неврозов и фобий, его высказывания о самом себе в большей степени, чем о мире. И это прекрасно. Ты словно читаешь очень личную историю, ставшую шедевром в визуально-эстетическом плане, поиск самовыражения, преодоления, замены страхов погружением в творчество.

Прекрасное издание почитателям гения, кто пытается понять и осознать увиденное на экране, связать это с реальностью и погрузиться в биографию датского режиссёра, ставшего всемирным. Очень советую. (Писал бы и писал о нём).
Оценка: 5/5

Я, как и все уважающие себя меланхолики, лучше всего чувствую себя в ситуации катастрофы

Источник