Больше рецензий

14 июня 2020 г. 19:51

492

1.5 Игра в прятки со своей тенью.

С трудом пробираюсь в загроможденную с явным усердием комнату. Сажусь слегка поодаль, чтобы обитательница этой витрины с названием "Я не хочу разбираться в себе" меня не заметила. Ведь комната — отражение "расставленных" в голове человека мыслей. Заходит женщина. Ей за пятьдесят. Она в броском ярко-зеленом платье, на ней много украшений. Как только она начинает говорить - мне хочется превратиться в глухого наблюдателя, но я не могу не слышать и не хочу идти на поводу у своих защитных механизмов - отвернуться и не смотреть не изменит того факта, что это есть.

Делаю себе заметку, что буквально несколько минут наблюдений привели к нанизанным на нитку мыслям, словно жемчуг обнявшим её и сформировавшим браслет. Да только жемчуг искусственный, а мысли блестят лишь первые секунды. Дальше на сцену выходит неуверенность в себе этой женщины, Эдды. Мисс Неуверенность разукрашена, замурована в боевой окрас, одета в "Любовь к себе", но за этим гиперболизированным самолюбием жалобно пищит обиженная девочка, чью обиду невозможно не заметить. Где-то там же похоронена и счастливая девушка, у которой был шанс найти себя. Зрелая женщина на собрание не дошла, заблудившись в лабиринтах нарисованной пренебрежительно и впопыхах карты.

Слышу мяуканье - и меня накрывает запах одиночества, такого... Застоявшегося и безнадёжного одиночества. Звук молчащего, хоть и работающего телефона с каждой минутой становится всё громче. Дверной звонок словно издевается своим игнорированием. А слова Эдды распрямляются и грубеют, наполненные вывернутым наизнанку ядом. И впрыскивает она его Фоке, работающей на неё молодой и терпеливой женщине, о которой не стоит забывать, что водится в тихом омуте.

Чуть позже в комнату входит Элио. Высокий, красивый, грустный двадцатитрёхлетний мужчина. Своей непреклонной жестокостью он напоминает мне Петра Верховенского. Хорошо, что лишь в одном диалоге с Эддой, а иначе концентрация непринятия персонажей была бы слишком высокой.

Потому что мне не нравится видеть, как они увядают.

А мне очень не нравится, когда главный персонаж - актёр наедине с самим собой. Когда обманывается: смотрит в зеркало и видит то, что хочет. А хочет видеть всё, что угодно и кого угодно - лишь бы не себя. Это мне не понравилось в "Мышах и людях" Стейнбека - там люди утонули в иллюзиях, признаваться в существовании которых отчаянно не хотели. Это же стало решающим фактором в непринятии "Театра" Моэма. Джулия - актриса и по профессии, и по своему характеру. У Чехова в "Трёх сестрах" их Москва - та же иллюзия, что и у Стейнбека. Не люблю я это, не принимаю и всеми силами отторгается оно у меня, не приживается. И в этой пьесе Эдда - та ещё актриса сама с собой. Сама себе режиссер и сама себе актриса несуществующей жизни. И понимание того, что это лишь бегство, вызывает у меня лишь одно желание: уйти от неё поскорее, не слушать все её длинные речи, потому что я сразу знала. Там нет ни капли правды - одна фантазия, чтобы зарыть поглубже боль. А я не люблю, когда боль не уважают и не дают ей слова.

Интересно наблюдать, как Боль сама (ладно, почти) отвоёвывает себе право быть услышанной и прочувствованной. Любопытно следить за женщиной, словно на глазах стареющей и не без борьбы, но смиряющейся. И тающей. Хоть Эдда и искусственная, как жемчуг на ее браслете (и меня забавляет, как я вписала его в её образ задолго до того, как он появился), но защитная реакция её "ракушки" - настоящая. И, тем не менее, не заслуживает от меня никакого сочувствия.
Ведь бежать от себя - всё равно что играть в прятки со своею же тенью.

Источник

Комментарии


Ведь комната — отражение "расставленных" в голове человека мыслей.

Поймал себя на том.. что у меня мысли расставлены в голове - как стройной череде странных гостиниц самых разных стран и веков)
Начало рецензии, как всегда - блеск)

Мисс Неуверенность разукрашена, замурована в боевой окрас, одета в "Любовь к себе", но за за этим гиперболизированным самолюбием жалобно пищит обиженная девочка, чью обиду невозможно не заметить.

Да, так часто и бывает.. но иногда вместо румян - те или иные качества человека, иногда - очень даже улыбчивые, пёстренькие.. и всё это скрывает что-то грустное.

Где-то там же похоронена и счастливая девушка, у которой был шанс найти себя.

Интересная мысль... странное бессмертие человека на земле: он может "умереть" частью себя, но никогда - полностью, как и злым он не млжет быть целиком.
Вспомнил фильм, как один несчастный паренёк жил в захолустном доме с братьями и сёстрами, на природе... весело жил. У них была легенда о призраке в доме. Шутили и прятались. Иногда было жутко.
А потом оказалось.. что паренёк сошёл с ума от горя и на чердаке лежат его убитые отцом - братья и сестры, и он обходил эту дверь на чердак.

Звук молчащего, хоть и работающего телефона с каждой минутой становится всё громче. Дверной звонок словно издевается своим игнорированием.

Просто здорово, Надик)
Ждёшь вот так от тебя историй... а ты их нежно сливаешь с рецензией.
Но историй я всё равно жду)

А я не люблю, когда боль не уважают и не дают ей слова.

Верно)
Помнишь ЧЧ и разбитое зеркало?
Может, это такой защитный механизм? Человек чувствует, что он не выдержит себя, своей боли, и бежит от неё.
Помочь ему стать собой? Трудно и долго, иной раз.
А может... сама жизнь куда-то бежит, от некой боли истины в себе? Бежит потому.. что истины, как и жизни- возможно и нет?

Хоть Эдда и искусственная, как жемчуг на ее браслете (и меня забавляет, как я вписала его в её образ задолго до того, как он появился), но защитная реакция её "ракушки" - настоящая.

Значит, проникла в бессознательное текста.)
Славное чувство.

Интересно наблюдать, как Боль сама (ладно, почти) отвоёвывает себе право быть услышанной и прочувствованной.

Понравилось.. почему-то образ ребёнка в голове. Боль - чуточку отверженный и брошенный ребёнок?

Последняя строчка рецензии хороша.

Спасибо за рецензию, Надик)


стройной череде странных гостиниц самых разных стран и веков)

Почему-то сразу "Машенька" Набокова пришла. С поездом сквозь.)

но иногда вместо румян - те или иные качества человека, иногда - очень даже улыбчивые, пёстренькие.. и всё это скрывает что-то грустное.

Это к "казаться улыбчивым и простым" или что-то иное?

Интересная мысль... странное бессмертие человека на земле: он может "умереть" частью себя, но никогда - полностью, как и злым он не млжет быть целиком.

Блин. Всё-таки ворвалась сюда без стука книга, которую сейчас читаю. Эх.
Единственное. Ещё бы добавила, что даже умершая часть — не до конца мертва. В плане... она все равно внутри. Особенно, если она важна.

Вспомнил фильм, как один несчастный паренёк жил в захолустном доме с братьями и сёстрами, на природе... весело жил.

Какой-то ты страшный фильм описал.
А отец в фильме был?

Но историй я всё равно жду)

Не нужно ждать. И не говори мне об этом, пожалуйста.

Помнишь ЧЧ и разбитое зеркало?
Может, это такой защитный механизм?

Ну, сравнил тоже.)
В ЧЧ, на мой взгляд, с Болью было целое свидание и ее полностью впустили и покорились ей. Ты не так это видишь?
Тут же — бегство и идеализация.

Человек чувствует, что он не выдержит себя, своей боли, и бежит от неё.
Помочь ему стать собой? Трудно и долго, иной раз.

Вот ты хорошо уловил. Мне не нравится, когда люди не хотят становиться собой. А здесь именно этот случай.
Да, блин, это может быть очень тяжело, и тут хорошо описано, почему гг это тяжело и невыносимо. Но она же сама виновата! И ей же не хватает сил расхлебывать последствия своих же поступков. Обиженный ребёнок в теле женщины. Да только женщины — нет. (Это я про внутреннее, если что).

А может... сама жизнь куда-то бежит, от некой боли истины в себе? Бежит потому.. что истины, как и жизни- возможно и нет?

Да пусть бегут. Пусть и нет. А ты — стой. И собой будь. Потому что ты — есть. И это единственное, что наверняка, пусть лишь в своем восприятии, но должна же быть хоть какая-то почва или её подобие под ногами. Чтобы знать, где небо.

Значит, проникла в бессознательное текста.)
Славное чувство.

Оно-то приятно. Но не с первых же страниц. А вышло именно так — про браслет и жемчуг написала спустя пару страниц, причем я пишу, а внутренний голос такой "что?! Что за бред? Что ты пишешь", а я ему — "тс, так надо". Потом уже ближе к самому концу пьесы появляется этот браслет, и внутренний голос такой "…". И ушёл. Забавно, вроде. Но как-то... слишком.)

Боль - чуточку отверженный и брошенный ребёнок?

В образе ребёнка и представляла, когда писала. Значит, получилось донести. Или у тебя получилось словить. Или всё вместе.
Но нет. Боль разная. Здесь она такая.

Благодарю за внимание и диалог (не наш — ваш). :)