Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июня 2020 г. 23:58

4K

5 История без счастливого конца....

"Славная эта Лиза, - говорили они. - Сейчас такую девушку редко встретишь..."

Сомерсет Моэм с недавних пор - один из моих любимых писателей, чьи произведения поражают глубиной поднимаемых тем, красотой стиля и используемых языковых средств, увлекательностью сюжета. Тем приятнее было познакомиться с его дебютным романом - "Лиза из Ламбета".

Сам Моэм позднее признавался, что роман этот основан целиком и полностью на впечатлениях от общения с простыми рабочими людьми (собственно сам роман о них и написан; в романе очень ярко и образно показаны грубость, необразованность людей, жестокие нравы, царившие в то время в их среде, мелочность, бездушие людей) и написан в подражание Ги де Мопассану (то есть автор имел в виду, что французский классик оказал на него самое прямое влияние):

"Этот-то материал я и использовал в "Лизе из Ламбета". Сочинять практически не пришлось. Я записал увиденное и услышанное с максимальной точностью и без прикрас. Поначалу все показалось мне слишком просто; я бы с удовольствием придал этой истории пикантности, а стилю - образности, да не знал как. Вследствие прискорбного недостатка воображения пришлось держаться фактов. В то время я увлекался Ги де Мопассаном и творил "Лизу" по образу и подобию его новелл. Теперь, как подумаю, сколько дурных образцов перед начинающим, подверженным всякому влиянию писателем, не могу не радоваться, что сам я подражал истинному художнику, имеющему талант рассказать историю просто, откровенно и так, чтоб за душу взяло".

"Дебютность" чувствуется: это и поиск своего стиля, верных выразительных средств для отображения персонажей, язык простоват (правда, автор уверяет, что это для того, чтобы жизненнее смотрелся весь описанный народ). По стилю мне, кстати, больше напоминает Золя (Мопассана собираюсь в этом году перечитать, поэтому, возможно, мое мнение еще поменяется:) Да и сюжет может показаться весьма банальным и оттого очень предсказуемым: тайная, порочная, любовная связь взрослого, 40-летнего, да к то же еще и женатого, мужчины, Джима с юной 18-летней, почти еще девочкой, Лизой ничем хорошим не может закончиться по определению (спойлеров в том нет, ведь завязка романа - романа как художественного произведения и романа как любовной связи - происходит чуть ли не на первых страницах книги). Лиза влюбляется без памяти, Джим уверяет, что тоже, но...жизнь расставит свои коррективы, хорошего финала не ждите, конец ужасает своей жестокостью и даже какой-то бессмысленностью...И любовный роман (а поначалу книга читается именно как любовный роман с адюльтерами как немаловажным признаком жанра и соответствующей обложкой) постепенно так превращается в драму...

"Остается только добавить, что так, как описано в "Лизе из Ламбета", городская беднота жила сорок лет назад. В официальный выходной мужчины надевали сюртуки с перламутровыми пуговицами и играли на гармониках; девушки завивали челки и носили огромные шляпы с множеством перьев. Они не знали ни патефона, ни кинематографа. Не читали газет. Вообще были куда хуже образованны, чем нынешние представители рабочего класса. Говорили на кокни; смею надеяться, что воспроизвел их речь с максимальной точностью. Их словарный запас не отличался разнообразием в отличие от их детей. Имея в распоряжении более скудный язык, они и чувствовали и думали проще. Пусть читатель не пытается увидеть в моем романе нынешний Ламбет".

5/5, Моэму удалось "переплавить" банальную и грубую зарисовку из жизни народа в глубокую психологическую драму, драму отчаяния, безысходности, бессмысленности. А еще это просто ода человеческой глупости и наивности, оттого книга, может, даже в своем роде поучительна. Героиню мне чисто по-человечески жаль - вот такого ужасного конца не заслуживает никто - но вместе с тем понимаешь, что все это - итог совершенных ею проступков. Джим никогда не притворялся холостым, Лиза прекрасно знала, что у него 5 детей и беременная жена, которого скоро родит ему 6-го ребенка. Отдаваясь внезапно свалившемуся счастью, предаваясь приятным иллюзиям, так легко забыть о порядочности, ответственности, репутации. Сделанного не воротишь, некоторых ошибок не поправишь. И книга как доказательство от противного: она учит, как поступать не надо. Настоящие леди так себя не ведут...

P.S. Бессмысленно сравнивать первое творение мастера с его последующими - гениальными, на мой взгляд, романами ( «Театр» Сомерсет Моэм , «Бремя страстей человеческих» Сомерсет Моэм , «Рождественские каникулы» Сомерсет Моэм , «Узорный покров» Сомерсет Моэм ). Здесь писатель еще в начале своего творческого пути (хотя к этому времени Моэмом и был уже написан ряд пьес, но все-таки роман - это чуточку другое), можно сосредоточиться на огрехах, неточностях, шаблонах (можно, но зачем?)

А можно увидеть красоту текущего момента, порядочных людей (которые тоже, кстати, сказать в книге присутствуют - взять хотя бы Тома, не отрекшегося от любимой до самого конца), красоту жизни, можно дорисовать в своем воображении, как бы выглядело в данном случае красивое - правильное - женское поведение, можно наконец начать ценить жизнь, единственную и неповторимую (разве не на это нам так ненавязчиво намекает финал, столь горький и ужасающий)...

Необычное открытие Моэма: вроде бы он и вроде бы нет, но в способности "препарировать" человеческую душу ему не откажешь. Это факт...

В данном конкретном издании как дополнительный бонус очень глубокое и мастерски написанное предисловие от самого Моэма - такой приятный подарок читателям) Люблю читать такие предисловия, вступления, обзоры, написанные самими писателями (по-моему, это называется автокритика): они ведь лучше чувствуют свои произведения (помню, мне также очень понравилось предисловие Стивена Кинга к его сборнику рассказов «Ночная смена (сборник)» Стивен Кинг )

Вот как интересно Моэм говорит (хотя он обо всём интересно рассказывает:) о начале своего писательского пути и своих литературных опытах:

"Примерно в то же время, когда я работал над "Лизой из Ламбета", мне попались статьи Эндрю Лэнга об искусстве романа. В числе прочих советов, несомненно, мудрых и полезных (они улетучились из моей памяти), Лэнг дал и один глупый совет: молодому автору не писать о своем времени и своей жизни, ибо что он об этом знает? Единственный жанр, в котором усилия молодого автора могут увенчаться успехом, - исторический роман. Здесь не станут помехой ни недостаток житейской мудрости, ни юношеская неискушенность. Теперь я знаю, какая это чушь. За первые двадцать пять лет жизни юноша получает огромное количество впечатлений; при наличии писательской жилки он, пожалуй, и прочувствует их полнее, чем во всю оставшуюся жизнь. То же относится к личным встречам, дружбам, влюбленностям, вражде - в суете последующих лет эмоции уже не будут столь сильны и ярки. Кто знает ближнего лучше, во всех деталях, чем мальчик знает своих родственников, их приятелей и слуг? Люди бессознательно раскрываются перед ребенком, перед отроком; раскрываются без той оглядки, которой руководствуются в отношениях со своими ровесниками или со старшими. На самом деле начинающему писателю нужен вот какой совет: пиши только о том, что знаешь. Воображение без опоры на опыт поистине чревато, а художественных приемов не хватает - конечно, молодому писателю только и остается, что держаться собственного восприятия реальности" (так что это не только воспоминания великого писателя и классика, это и советы начинающим авторам)

Прочитано в рамках игры "Мужчина и женщина"

Комментарии


Интересная рецензия, спасибо, Анастасия)

хорошего финала не ждите, конец ужасает своей жестокостью и даже какой-то бессмысленностью...

А можно под спойлером в краткости описать чем ужасает?

Сам факт жутковат: 5 детей и беременная жена... и адюльтер.
К слову, по исследованиям, мужчины чаще изменяют именно во время беременности своих жён.
Идиотизм.. как может естественный факт изменяющегося тела, возможной прерывания интенсивности половой жизни.. так сказаться на отношениях?
Никогда этого не понимал.

Настоящие леди так себя не ведут...

Ну да... а когда влюбишься - то чёрт знаешь как ведёшь себя)

Здорово, что вам так приглянулся первый роман Моэма)


Ужасает именно своей бессмысленностью

Девушка ведь и так уже сполна наказана за свою оплошность (влюбленность в женатого): люди стыдятся ее, унижают в открытую, смеются над ней, ее побили за это...Ну вот на этом можно было бы и остановиться, на мой взгляд...Но автор пошел дальше...

Хотя...хотя сейчас пишу это и думаю, что ведь это иллюстрация опять же к той известной фразе "лучше ужасный конец, чем ужас без конца"...

Мне неприятен не только факт его измены жене. Мне неприятно другое. Он ведь легко мог найти для этого (легкого времяпровождения) такую же заскучавшую в браке женщину...Ну что-то типа мадам Бовари. И было бы два сапога пара.

Нет, ему не нужны все уже познавшие женщины...

Вот зачем было портить судьбу юной и чистой девочке?


Хорошо бы эту книгу дать почитать глупеньким молоденьким девушкам, которые увлекаются женатыми мужчинами, непонятно на что надеясь.


Да, я тоже об этом подумала, когда читала роман. Очень уж наглядно тут показано, как разбиваются все такие необоснованные надежды и чем в итоге все обычно заканчивается...


Я вот у Моэма читала только "Театр" пока. Сколько же прекрасных открытий впереди!


Это да) У него столько всего прекрасного, глубокого и восхитительного!