Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июня 2020 г. 11:31

2K

5 (Альтернативная) история одного шедевра

Мастерская. Запах красок. Много знаменитых бородатых художников. Конкурс.
Написать девочку, доведенную плохим отношением, непосильным трудом и хроническим недосыпанием до крайности.
.
В первом ряду, как всегда, сидит Гюго. Он тщательно вырисовывает избу. Каждое бревно имеет значение, каждая половица важна. Девочка написана давно. Вон Козетта мертвая лежит в луже крови, в правом нижнем углу картины под замечательными резными ставнями. Они-то получились как живые. Один полуоткрыт. Гюго особенно доволен этим ставнем. Он наполнен мыслями о неравенстве, бедности, несправедливости.
картинка Zhenya_1981
.
Рядом Диккенс. Вот он рисует хозяина-сапожника кусочком угля. Лицо страшное, злое, ни капли человечности нет в нём. Да и человек ли? Рога какие-то торчат. Девочка вся в белом будет отправлена в детский работный дом. Куда же больше крайность? Поработили детей жестокие эксплуататоры! Много картин написал уже об этом Диккенс. Просматривает старые эскизы, копирует понравившиеся детали на новую работу. В основном, нравоучения. Подумав немного, просит у Гюго желтую краску (сам давно уже только белой и черной пользуется) и дорисовывает девочке нимб.
картинка Zhenya_1981
.
За их спинами Толстой. Его палитра очень богата. Несмотря на размеры картины, Толстой пишет маленькой кистью, чтобы все детали были четко различимы. Вот в Красном Углу избы икона, лампадка давно не зажигалась. Детали скрупулезно выверены, ведь они отражают отношение хозяина избы с Богом. Как и когда потерял его? Толстой пишет быстрыми резкими движениями. С особой тщательностью прорисовывает Л.Н. висящий на стене ятаган - трофей, захваченный хозяином с турецкой войны. Что с человеком делает война? Этому посвящается вся левая часть картины. Там ли были посеяны в сапожнике семена будущей трагедии? Ах да, трагедия. Девочку ещё надо. "Доведенная до крайности". Хм.. Под поезд что ли или на панель? Живо идет работа. Слой за слоем кладет граф. Не жалеет красок, не экономит. Хорошо получается девочка, как живая. Да и вообще все детали прописаны четко, никакой двусмысленности. Доволен собой Толстой, почесывает босую ногу, закапанную красками.
картинка Zhenya_1981
.
Все трое ходят в мастерскую писать эту картину уже год.
Огромные холсты перед ними. Каждый на двух мольбертах.
.
Сзади сидят рядышком Тургенев и Гончаров. Друг у друга высматривают интересные детали. Гончаров встал, прошелся немного. От долгого сидения на месте затекли ноги.
.
Забегают Чехов и Бунин. Места особо нет, мольбертов, больших холстов, раскладных стульчиков тоже не осталось. Пишут на коленках на небольших холстах. Выходят через десять минут. Живописцы подходят к месту, где просыхают две маленькие картины.
.
Палитра Бунина хороша, создает атмосферу тоски. Девочки нет, только силуэт, хозяин размыт, вместо младенца клякса. Вернется ещё Бунин, чтобы доделать? Говорят, нет, торопился куда-то, ругался. Кого-то "окаянными" называл.
.
Подходят к работе Чехова .
.
Вот несколько серо-зеленых мазков. Это лампадка и развешенное бельё порождающие причудливые светотени. Они качаются перед глазами, чтобы создать тревожную атмосферу.
Вот тут тонюсенькая линия. Пахнет щами и сапожным товаром. Обоняние художников улавливает обстановку бедности.
Еще два штриха. Девочка мурлычет, а ребёнок плачет. Слух ловит диссонанс, тревога нарастает.
Здесь несколько мазков для осязания. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело
Зрителям тоже становится тяжело, Гюго садится.
Что там ещё осталось? Вкус? Девочка мурлычет про кашку. Толстой судорожно глотает слюну.
Уже картина действует на все пять чувств восприятия.
И это только после первого брошенного взгляда.
.
Художники, сраженные первым впечатлением, начинают присматриваться к деталям.
Диккенс прищуривается, ему тяжело различать оттенки. Поговаривают, что он дальтоник.
Краски сгущаются, становятся более насыщенными.
Звуки, видения, запахи, ощущения продолжают излучаться из маленькой картины, переплетаясь друг с другом.
Вот яркие желтые пятна - это воспоминания девочки о смерти отца и попрошайничестве вместе с матерью. Они появляются из синих кругов, физического истощения и в них же исчезают.
Всё перемешано. Телесные и душевные муки переплетены в едином танце.
Каждый штрих, точка, мазок гармонично взаимодействует с остальными. Ничего лишнего.
Темно-синие пятно калоши, бело-голубая селедка.
Пар из самовара распространяется по всей комнате. Всё расплывается и движется.
"Сфумато, - говорит Тургенев тихо, - я такое в Лувре видел".
Толстой недоброжелательно сопит.
Картина имеет и четвертое измерение - время. Как у Гоголя, Уайлда, Хеллера.
Мазки вихрями возвращается в исходную точку.
Ночь, улица, фонарь, аптека.
В смысле: ночь, люлька, зеленая лампада, полусонный бред.
.
И вдруг, из всех этих кругов ада вырастает быстрая, черная и острая как шпиль церкви мысль.
картинка Zhenya_1981
Художники обхватывают бороды, посматривая на свои картины. Гюго завистливо задумывается в позе роденовского мыслителя. Вот это развязка! Вот что значит "доведена до крайности".
.
Долго молча смотрят на шедевр.
"А где автор?" - очнулся Диккенс.
"Вернулся в степь - бурчит Толстой, - он только отдыхать приходил"
Диккенс недоуменно поднимает бровь. Трудности перевода.
Толстой изрекает - "Правдив до иллюзии"
Как не согласиться ?
.
Эпилог
Ко мне подходит А.П., читает эту рецензию. Улыбается.
"Понравилось", - думаю я. Набираюсь наглости и немножечко смелости.
"Антон Павлович, я знаю Вы занятой человек, но хотя бы одно слово" - тараторю я дрожащим голосом. "Ведь краткость - сестра таланта" - мой голос крепнет после удачной шутки. - "Как Вам моя рецензия?"
"Потрясающая" - мягко отвечает Чехов.
Тщеславие теплой волной доходит до замерзших от волнения конечностей. Хочется добавки.
"А если двумя словами?" - с надеждой спрашиваю я.
"Потрясающая пошлость"
Пальцы застывают над клавиатурой. Хочется всё стереть и забыть.
Но тут Мастер снова улыбается своей доброй, снисходительной, понимающей улыбкой.
картинка Zhenya_1981

Источник

Комментарии


Поздравляю с успехом!
Это самостоятельное произведение очень хорошего качества.
Недурственно, однако :)


Спасибо. Я уже говорил про "волны тщеславия"? Комплимент от Вас особенно приятен. Тем более, что от Чехова его всё-таки не дождёшься в силу независящих от меня причин.


Тут Вы правы, я действительно не расточаю похвалы направо и налево, в надежде, что меня тоже в ответ похвалят. Так что, если меня тянет сказать комплимент, значит, я позавидовал.
Но по доброму :)))


Браво, Женя! Здорово! Классная история получилась!
Она, пожалуй, тоже после первого брошенного взгляда действует на все чувства восприятия. )


Большое спасибо, Людмила!


Нежно люблю Антона Палыча)


Уж не из-за фотографии ли в конце рецензии? :)


О, нет)))


Тогда я Вас понимаю. :) Тоже очень люблю его


Женя, какая прекрасная рецензия! Тебя так Чехов вдохновил или давно сравнение авторов в голове крутилось?:) Пойду прочту оригинал Чехова, чтобы лучше понять про девочку:)


Грустный рассказ, немного напоминает Чехов А.П. - Ванька


Спасибо, Галя. Вообще-то (раз уж ты спросила), это ты меня вдохновила :)
Когда в комментариях к твоей рецензии на "Бабье царство" ты спросила о моих любимых рассказах. Я вспомнил этот и мне захотелось написать про него.
А по поводу сравнений, тут есть два момента.
Во-первых, я действительно поражен, как можно так много рассказать, используя так мало слов.
А во-вторых, не имея достаточно ума и таланта, чтобы описать свой восторг используя только материал самого рассказа (текст и ощущения от него), я использовал грязный приём сравнения. Не знаю, как его сформулировать. Показать величие чего-то на контрасте, принизив конкурентов. Так делается в политике, например. Здесь гордиться особо нечем. :)


Вот не надо, Женя, про грязные приёмы. Не к месту это здесь, в этом приёме ничего грязного нет.
Позвольте в этот раз мне быть секундантом в вашем споре с самим собой.
Вы же выхватили верные детали, описывая каждого из "художников", вы же не врали, и напраслины не возводили - всё чисто и честно.


А мне показалось, что рецензия скорее ироническая и принижения тут нет, как шарж


Ого! С такими двумя союзниками мне не страшен никакой бой со своей совестью. Вместе мы можем победить её! :)
Да, напраслины не возводил, ирония и всё такое...
Но есть в этом элемент, назовем это мягко, критики по отношению к многотомным писателям.
Если эта критика выражается так сказать в "прямом бою", то есть в рецензии на произведения самих авторов, то это нормально.
А если это используется "за их спиной", то что-то подсказывает мне, что это не совсем этично :)
Надеюсь, что я ошибаюсь


Несомненно, «потрясающая пошлость»))!
Несколько раз проверила,по какому поводу рецензия..) Ну да неважно,сейчас не об этом)
«Сзади сидят рядышком Тургенев и Гончаров. Друг у друга высматривают интересные детали.», галоша с селёдкой
«Звездная ночь»,это ж никакого пива с водкой не надо.)
А эпилог - просто не наглость,а её вершина))
Ржала-не могла!
Но всё равно «быстренько стереть и забыть»)) забыть забыть


Несомненно, «потрясающая пошлость»))!

Спасибо )

Несколько раз проверила,по какому поводу рецензия

Ну так, вроде бы, без повода... Как бы, рассказ и есть повод.

никакого пива с водкой не надо

Ага, здесь без алкоголя обошлось
"Когда в делах, я от веселья прячусь..."

А эпилог - просто не наглость,а её вершина))

И снова, благодарю!

Но всё равно «быстренько стереть и забыть»)) забыть забыть

Отнеситесь и Вы с пониманием, снисхождением и добротой :)


Рецензия бесподобная, браво! Без вопросов - сразу в избранное.

Огромное спасибо!


Ну Вы, Жень, даете! Отличнейшая, замечательная рецензия! Однозначно в избранное. Присоединяюсь к похвалам выше, они полностью заслужены. )))


Спасибо большое!
К сожалению, не знаю, как Вас (тебя? :)) по имени (чуть не сказал "по отчеству" :)).
Знаю, что laonov называет Вас Даян. Но, возможно, это что-то личное между Вами :)


Так меня и зовут - Даяна. Называй меня так же (и можно на "ты"). ;)))


Хорошо, Даяна, договорились :)


Женя, прелесть какая! У тебя талант на рецензирование коротеньких рассказов Чехова, но в этой рецензии ты, кажется, превзошёл сам себя)) И какой эпилог, однако... у Чехова просто не было бы иного выбора, пришлось бы улыбнуться и одобрить... тем более что ты отдал ему пальму первенства среди других художников)

Уже картина действует на все пять чувств восприятия.

Если слегка напрячь воображение, можно представить себе эту картину по твоему описанию...

Спасибо, мне очень понравилось!


Спасибо, Ника.
Не знаю, важна ли была Чехову пальма первенства. Не читал его биографии. Есть тут одна книга о нем, которую boservas и Ludmila888 хвалили. Хочу почитать её как-нибудь.
Думаю, он всё-таки посмеялся бы надо мной. И, возможно, написал бы рассказ о таком "критике".

Не представляй картину по моему описанию. :) Просто почитай "спать хочется". Из того, что помню, это лучший рассказ. Или, во всяком случае, самый сильнодействующий (на меня.).

Спасибо ещё раз за комплименты :)


Не знаю, важна ли была Чехову пальма первенства.

Я тоже не читала его биографии... Но, думаю, добрые слова, когда они искренни, должны быть приятны :)

Есть тут одна книга о нем, которую boservas и Ludmila888 хвалили.

А автора случайно не помнишь?

Просто почитай "спать хочется". Из того, что помню, это лучший рассказ.

Обязательно прочту.
Тебе спасибо за рецензию)


Спасибо за такую деликатную рецензию, многосторонний анализ. Признаюсь, открывала текст с осторожностью. По моему мнению, этот рассказ - самое страшное, что было написано человечеством вообще. Меня в дрожь бросает от одной мысли о нём. Очень благодарна за то, что теперь, вспоминая об этом произведении, буду думать не о собственном опыте, а о ваших словах. Перечитаю внимательнее, чтобы запомнить лучше:)


Деликатную, Вы имеете в виду, не фокусирующую на кульминации?
Да, честно говоря, я был так ошарашен художественными приёмами и психологизмом, что кульминация не прозвучала для меня каким-то громом средь ясного неба. Хотя и удивила.
Да, темы детского рабства (назовем вещи своими именами) и убийства младенца ужасны.
Спасибо за внимание, добрые слова и храбрость :)