Больше рецензий

IlyaVorobyev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 июня 2020 г. 23:12

579

4 Письма с границы между светом и тенью

Я, как и многие читатели этого сборника, купил его в первую очередь для того, чтобы познакомиться с творчеством нобелевской лауреатки. И сейчас, по прошествии уже ощутимого времени пытаясь воскресить в памяти впечатления от её рассказов, не заглядывая в содержание, могу припомнить только, что это довольно сумрачная, меланхоличная проза, как будто вытащенная из щели между сном и явью. Токарчук всякий раз играется с формой, хоть и не увлекаясь почём зря: под одной обложкой собраны мемуары XVII века и нечто, напоминающее черновик антиутопии, притчи и словно бы наброски к новым эпизодам "Чёрного зеркала", короткие вещи, тяготеющие к магическому реализму, и вполне себе классические рассказы. Некоторые почти сразу утекают из памяти, некоторые - остаются на подкорке. У меня, например, таких рассказа три - "Пассажир", "Банки с домашними заготовками" и "Гора всех святых". Почти все, не только эти, оставили по себе тяжёлое, даже тягостное послевкусие. Как от мимолётного прикосновения к невысказанной беде, как от короткого отзвука мутного помешательства, как от дуновения леденящего ветерка - сквозняка в чужой неприкаянной душе, как от непокоя, бьющегося птицей в клетке. Это вовсе не причудливые, занятые, "диковинные" истории, как можно было бы подумать поначалу, открывая книгу. Рассказы Токарчук - это как невнятный шёпот во сне, от которого хочется проснуться, вот только сон этот - не твой. И, думается мне, они же - повод читать Токарчук дальше.