Больше рецензий

8 июня 2020 г. 07:02

2K

4 "Девушка, которая играла с Ларссоном" или "Лихорадка Ларссона"

Дэн Берстрейн и Арне де Кейзер являются соавторами и соредакторами цикла "Секреты", начало которому было положено в 2004 году выходом мирового блокбастера "Секреты кода: путеводитель по загадкам "Кода да Винчи".
И, "вишенкой на торте", можно по праву назвать Джона-Генри Хольберга - шведского писателя, публициста и редактора, познакомившегося со Стигом Ларссоном на конференции по научной фантастике в 1972 году, когда Ларссону было всего семнадцать лет. Их дружба просуществовала тридцать два года, до самой смерти Стига. Хольберг был одним из тех, кто удостоился ознакомиться с трилогией "Миллениума" еще до ее публикации и с кем советовался сам автор по вопросам будущего своих произведений.
То, что в соавторах значится человек, который был лично знаком со Стигом, дает не малое преимущество в оценке и ценности самого повествования.
картинка Cantodea
Введение начинается от лица Дэна Берстейна, который старается более субъективно смотреть на сам цикл, что весьма похвально. И тут уж становится ясно, что перед нами человек, который изначально подошел к этой теме с холодной головой и им больше правил интерес, нежели фанатские чувства. По словам самого Дэна, он не был подвержен массовому буму вокруг трилогии, когда она начала греметь изо всех углов и была на устах у большинства знакомых журналиста.

Искренне восхищаясь литературными достижениями Ларссона, я, однако, не могу не заметить, что стиль его, хоть порой и блистательный, не лишен недостатков, в частности, неудачно обрисован ряд первостепенных персонажей. В книгах немало неуклюжих сцен, банальных диалогов и затасканных фраз.

Если вы открыли эту книгу, чтобы узнать побольше о самом авторе трилогии, то этого здесь предостаточно. Но, сам каркас информации основан на том, каким образом возникла идея создания девушки-хакера с нетрадиционным складом ума. Так же, остро-социальная проблема, которая проскальзывает на страницах "Миллениума" и политическое разоблачение, которой, прошу заметить, отводится особое внимание. На мой взгляд истинный портрет автора - это его произведения, и с учетом, как тут разбирается весь цикл ДСТД, можно смело составить портрет и самостоятельно.

Все последние двадцать лет своей жизни Стиг Ларссон по преимуществу был автором острых публицистических произведений и журналистских расследований, разоблачающих шведский неонацизм и указывающих на опасность для демократии, которую таят крайне правые политические течения.

Некоторые моменты из раза в раз повторяются, просто подаются под разным углом: каждый, кто работал над книгой, был обеспокоен и поглощен этой темой.

Система затрагивает все аспекты шведской жизни, и если вы не доверяете системе, то чему тогда вообще можно доверять? В лучших шведских детективах, включая произведения Ларссона, система социального обеспечения заботится о людях от колыбели до могилы. Но, читая их, вы начинаете задумываться: что же это за "забота" и уж не раскачивает ли вездесущая рука государства пресловутую колыбельку прямо над раскопанной могилой?

О самом Стиге Ларссоне - это диалоги с людьми, которые были с ним знакомы, - интервью проводилось с его коллегами, - ну и сами общие представления авторов данной работы на автопортрет Стига. Так же, имеется глава, связанная с детством, воспитанием, взглядами на жизнь и со знакомством с Евой (супругой).
В идеале было бы приобрести книгу в бумажном экземпляре. В самом начале дается карта по местам, где разворачиваются действия трилогии и локация, где бывал сам Стиг Ларссон.
картинка Cantodea
Тема смерти Стига и вся мистика, которая вокруг нее крутится - нет, даже не надейтесь, здесь об этом сказано так же вскользь, как и во всех статьях, размещенных на просторах интернета.
В книге, так же, есть глава, посвященная в принципе самому скандинавскому детективу, что, на мой взгляд, очень даже интересно. Особенно, любителям жанра. Не скрою, что любовь к детективам пробудил во мне именно Стиг со своей Лисбет Саландер, от которой у меня в 2011 году снесло напрочь крышу (и от Руни Мары, конечно же). Книги читались вместе с подругой, сидя рядом и вслух. По принципу: "Пока у чтеца не начал заплетаться язык - никакого перекура. Заплелся? Очередь второго!". Это было безумно круто и весело.

<...> Заодно со старомодной эстетикой скандинавской глубинки именно этот социалистический фон и делает жанр работающим. Читателя потрясает, когда раздувшийся труп всплывает в одном из старинных, содержащихся в идеальном порядке каналов Стокгольма или серийный убийца нарушает покой обитателей маленьких красных коттеджей, которыми усеяна шведская провинция. Брусничный джем на вафлях, которые ест детектив в полдень, приобретает мрачный оттенок, приветливая улыбка встреченной на улице случайной прохожей кажется зловещей ухмылкой. Но еще больше усиливает напряжение всепроникающее соучастие государства.

Лисбет Саландер - отдельная услада этой книги. Всегда думала, что образ ее только от Пеппи Длинныйчулок, ан нет! У Стига Ларссона было не мало вдохновителей (читайте - узнаете!). По признанию отца Стига, автор создавал образ героини с таким сочувствием и симпатией отчасти потому, что придал ей некоторые черты своей любимой племянницы Терезы, которая тоже имела татуировку, страдала от анорексии и дислексии, но зато в общении с компьютером не ведала трудностей.

Девушка-изгой, отверженная весом сорок два килограмма, она категорически не позволяет себе быть жертвой.

картинка Cantodea
Мне понравилась расшифровка яро проскальзывающего феминизма в строках автора, ибо героиня его прописана до мельчайших подробностей и соткана из самого автора и его переживаний в тот или иной период жизни. А вы знаете, кто из персонажей трилогии является литературным двойником самого Ларссона?

Он отслеживал множество случаев издевательства над женщинами, избиений, изнасилований, убийств, систематического нарушения их прав, невозможности получить защиту со стороны государства даже в благополучной Швеции. Несколько сюжетных линий трилогии основаны на получивших в свое время широкую огласку и общественный резонанс реальных событиях.

Наконец раскрыла для себя ширму Швеции, чему здесь уделено не мало внимания. Эта работа позволила мне взглянуть иначе на трилогию; на ту острую тему, которую нельзя не заметить, даже если вы смотрели только фильм, а с книгой не знакомы.

На без малого двух тысячах страниц своих романов Стиг Ларссон пытается донести до читателя мысль о том, что институты шведской социал-демократии, не взирая на их внешние достоинства, являются фарсом.

Книга - кладезь интересных фактов. Очень расстроило, что у нее до сих пор не было ни одной рецензии, хотя фанатов "Миллениума" вне дефицита. "Тайна ДСТД" должна идти прицепом к трилогии. Авторы вложили душу в эту работу. С учетом моего личного скепсиса к нон-фикшену и к тому, где нельзя быть объективным - книга стоит элементарного ознакомления. Теплится надежда, что благодаря моей рецензии, она обретет заслуженное внимание.
картинка Cantodea

Типичный шведский детектив раскрывает преступление, но не затрагивает вопроса о том, что ему способствовало, то есть о подорванных установлениях социального государства. Воздушный замок, обманчивый мираж благостной социальной утопии, продолжает как ни в чем не бывало существовать и после того, как дело раскрыто. Но для Ларссона оно не закончено до тех пор, пока этот замок не взорван, пусть даже только в сознании читателя.

Прочитано в рамках игр "Урок литературоведения" и "Спаси книгу - напиши рецензию!"