Больше рецензий

Mac-bet

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 июня 2020 г. 14:47

466

4 Все ты можешь

"Раз-два, Фредди заберет тебя"
Как было просто в детстве! Крикнул "я в домике", сложил руки над головой и все, ты в безопасности, все беды пройдут стороной. Жаль, что в жизни это так не работает. И дом- не неприступная крепость, и волшебные слова не помогают.
Вернувшись из умершей, всеми забытой, татарской деревеньки Наиль считал что все пережитые ужасы остались в прошлом. Ведь пожирающий людей злой дух не будет сновать между автомобилями, а мелкие вредные существа не станут бить пластиковую посуду. В городе другие страхи- пьяные за рулем, маньяк в подворотне, взрыв газа в многоэтажном доме. Но как же он был не прав! Никуда не деться от тех, кого нынче знают только по сказкам и песням, да и то не все. Это их земля, она была их еще тогда, когда люди жили в маленьких хижинах и дарили им лучших коз или дочерей. Они не хотят уходить.
Но Наиль тоже не собирается сдаваться. Когда-то эти духи может и жили тут, но теперь -то он здесь хозяин! Его дом, его школа, его родители, сестренка маленькая- он их не бросит, не оставит.
Кто там говорил, что прошло время богатырей и великих сражений со злом? Оно и не думало проходить.

Каждому, читавшему книги Владислава Крапивина, знаком термин "крапивинские ребята". Так называют героев подростковых книг, мальчишек и девчонок лет 10-12, начитавшихся приключенческих книг и отчаянно сражающихся за правду с чудовищами, ложью, несправедливостью взрослого мира, словно рыцари или мушкетеры. Данное слово для них тверже гороха, а трусость позорна.
Крапивин писал свои книги про книжных детей не избалованных комиксами, кинематографом и компьютерными играми, и можно было бы предположить, что с течением времени и развитием сферы развлечений такие ребята канули в Лету,но это не так. Жизнь, может, и изменилась, но герои остаются во все времена. И их по прежнему воспевают в книгах.
Как, например, Наиль Измайлов. Герой его дилогии о злом духе из татарских легенд обычный четырнадцатилетний подросток, не побоявшийся взглянуть в лицо страшному, сверхъестественному, непонятному, потому что отступать некуда, позади дом и семья, которую больше некому защитить. Так хорошо описал он эту борьбу со всем миром, что первая часть дилогии- "Убыр" была удостоена почетной крапивинской премии.
И вот что интересно: премию получила первая книга, а наиболее верно отразила дух все таки вторая. "Убыр. Никто не умрет." вышла не такой сказочной и леденяще- страшной, как ее предшественница, но более злой, отчаянной, несгибаемой, будто бы произведения того писателя, в честь которого назвали награду. Мистики в ней, может, и осталось на копеечку, зато силы духа и сопротивления- хоть "балладу о борьбе" распевай, пока читаешь.
Возможно, от того произведение не особенно пришлось по нраву большинству читателей. Настроившись на продолжение мрачного сюжета, люди попали в подростковый... боевик? драму?, практически начисто лишенный национального колорита, так полюбившегося в начале произведения. Их реакция вполне понятна: начали читать одно, закончили другим.
Не самый лучший ход, это правда. Но все же, книга заслуживает внимания, хотя бы для того, чтобы напомнить, что каждый из нас может быть героем, даже когда кажется, что он совершенно ничего не может сделать.