Больше рецензий

rezvaya_books

Эксперт

просто делюсь мыслями

4 июня 2020 г. 12:13

3K

3.5

Для меня это первая книга Ивана Ефремова. Я ждала знакомства с этим автором с некоторым трепетом, так как советскую фантастику я уважаю, в первую очередь в лице Стругацких. И мне сразу казалось, что эта книга мне понравится. Так и вышло. Не до восторга, но определенно понравилась.

Перед тем, как приступить к роману, я познакомилась с основными фактами биографии Ефремова. Я не знала об этом человеке ничего, и сказать, что я была поражена и покорена его личностью - это не сказать ничего. Родившийся в довольно обеспеченной семье, во время революции Ефремов становится беспризорником, прибившимся в итоге к красноармейцам, "сыном полка". Иван Антонович - это пример небывалого желания учиться и стать образованным, которое крайне редко можно встретить среди прошлых и нынешних школьников, мирно учащихся за партами в школах. В 15 лет Ефремов уже сдал экзамен на мореходного штурмана и уплыл на Дальний Восток. А его основное призвание - палеонтология - сопровождало его с 14 лет. И хотя вскоре Ефремов поступил в Ленинградский университет на факультет биологии, свой основной опыт и знания он добывал самообразованием и участием в многочисленных научно-исследовательских экспедициях. Он прошел путь от беспризорника до доктора наук и создателя новой отрасли знаний - тафономии. Это просто поразительно! И вдобавок Ефремов - автор известнейших произведений отечественной фантастики.

Возможно, "Лезвие бритвы" - не самая удачная книга для знакомства с автором. Но она прекрасно раскрывает тот спектр мыслей, философских и научных проблем, которые волновали самого автора. Сюжет книги и фантастическая история неизвестных науке серых камней - это просто фон для диалога автора с читателем. Мне показалось, что главный замысел этого романа Ефремов озвучил словами одного из главных героев - ученого Ивана Гирина:

Я рассчитываю здесь подумать над труднейшими вопросами человеческой природы вместе с умными и жаждущими познания людьми.

Над какими же вопросами размышляет автор вместе с нами? Прежде всего, красота - ее восприятие человеком, ее критерии и сама природа чувства прекрасного. И, конечно, женщина, как символ и воплощение мировой красоты. Восхищение женщиной проходит через весь роман, от начала, до конца.

Роман был написан в 1963 году (а события разворачиваются в 1961) и неизбежно отразил те научные стремления и достижения, которых достиг Советский Союз в те времена начала покорения космоса и стремительного развития науки. Вопросы философии переплетаются у автора с законами психофизиологии, учения эволюции и индуистскими практиками. Набор сложный, для меня часто тяжелый для восприятия (особенно индуистская часть), но определенно интересный.

В книге переплетены несколько сюжетных линий. Первая разворачивается в советской России и знакомит нас с кругом ученых-геологов и исследователей. Один из них - Иван Гирин - невероятно ученый человек, талантливый врач, философ, эрудит, гипнотизер и вообще ходячая энциклопедия. Его образ - пример идеального человека, у которого в гармонии всё: душевное, физическое и психическое здоровье. К тому же, он настоящий коммунист - просто вишенка на торте. Я не насмехаюсь, но книга действительно несет в себе светлый образ коммунистического будущего, единственно правильного по мнению Гирина и, похоже, самого автора. Но главное вот что: вся произошедшая история ставит перед нами вопрос: сможет ли человечество этого будущего достичь и какие условия для этого должны быть?

Вторая сюжетная линия разворачивается в Италии. Итальянцы у Ефремова вышли на славу - эмоциональные, горячие, живые и раскованные. При этом они также со всех сторон идеально развитые люди - как физически, так и умственно. Идеал человека Ефремова более чем понятен. История итальянцев понравилась мне своей авантюрностью. Молодая компания отправилась на поиски алмазов! Неужели и правда были времена, когда алмазы можно было заполучить пусть и не очень легко, но вполне возможно?! В ходе этого приключения мы узнаём о магической силе таинственных серых камней и древней легенде, с ними связанной. лично мне становилось все интересней!

Третья линия переносит нас в далёкую Индию. И тут начались мои беды. Я сама йогу очень люблю, но индийской философией и религией никогда не увлекалась. Мне кажется, что индуизм - это самая сложная религия для понимания. И Ефремов доказывает это, не скупясь на специфические термины и понятия, которые мне через слово приходилось "гуглить", чтоб хоть немного уловить смысл диалогов. В центре - история любви художника Даярама Рамамурти и танцовщицы Тиллоттамы - прекрасной пленницы американского продюсера. То, что Америка в этой книге - самое отъявленное зло меня, конечно, не удивило. Тиллотамма в романе - это пример той самой красоты, о которой всю книгу говорит Гирин. И судьба этой девушки ярко демонстрирует хрупкость истинной красоты и человеческой жизни вообще.

Именно в Индии встречаются все наши герои, объединенные желанием спасти Тиллоттаму и поиском серых камней. Спасение танцовщицы превращается в настоящий боевик. А финал - в манифестацию Гириным своих научных коммунистических воззрений. Вообще, роман во многом очень наивен. В первую очередь, из-за персонажей. Как в детской сказке, их всего два типа: либо идеальные, умные, добрые и хорошие, либо являющие собой абсолютное зло.

А что же серые камни?

спойлер
Если вы ждете, что их история будет рассказана, а судьба затонувшей черной короны с этими камнями решена, то вы ошибаетесь. Никакой развязки не будет.
свернуть

Мне кажется, серые камни - это образ силы, власти, если хотите, за которой всегда будут вести охоту таинственные "они". Власти над умами, если быть точнее. Если эта власть окажется в злых руках, то общество можно будет легко превратить в управляемое стадо, без памяти, без ценностей. Все это можно будет сформировать и навязать по желанию. И разве эти "они" уже не делают свое дело?..

Ну а "лезвие бритвы"? Этот образ проходит через весь роман. И мне он очень понравился. Гирин применяет его ко всей человеческой жизни и прежде всего к понятию красоты.

...красота - это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон - наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее - чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким - лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко также трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти невидимому из-за чрезвычайной остроты.

Образ "лезвия бритвы" применим ко всей человеческой жизни. К нашему организму, в котором органы, клетки, химические процессы работают с удивительной точностью. И малейший сбой в этой работе чреват серьезными болезнями или даже гибелью. Это наше бытие во Вселенной, вообще возможность зарождения жизни. Ведь ученые (астрономы, биологи и т.д.) говорят, что будь мы чуточку ближе к Солнцу или чуточку дальше от него, - жизнь была бы не возможна. Ежедневно каждому из нас и человечеству в целом грозит куча опасностей. Они исходят из нашего организма, из внешней среды, из космоса, от нас самих вместе с нашей деятельностью.

В изменчивых обстоятельствах наша жизнь все время качается на грани смерти, и все же мы живем, делаем гигантские дела, совершаем невероятные подвиги, чудеса физической стойкости и горы умственной работы — вот как хорошо регулируется и сведена в единство вся многообразная сумма процессов жизнедеятельности.

С мнениями и теориями Ефремова можно не соглашаться, спорить, используя уже современные научные достижения человечества. Можно посмеиваться над его верой в коммунизм, над его совершенными героями, идеальными, как в советских фильмах. Но меня покорило именно восхищение человеческим организмом, его умом и мышлением и их развитием на протяжении сотен тысяч лет.

Человек - та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая.

Комментарии


Спасибо за рассказ о самом Ефремове. Познавательно. Тоже не знал о нём


Пожалуйста ) Да, личность он незаурядная!