Больше рецензий

2 июня 2020 г. 17:10

3K

1 Православный абьюз, или Как воспитать себе рабыню

Главная героиня, девочка Надя, живет и воспитывается в глубоко православной семье. Отец семейства работает и не уделяет своей дочери ни малейшего внимания, поэтому ее воспитанием, если можно это так назвать, занята только мать.
Вся книга состоит из адресованных Наде нотаций и нравоучений матери, устами которой явно говорит сам автор.
Сначала я даже не поняла, отчего эта мать вызывает у меня такое сильное отвращение, когда она, вроде бы, любит свою дочь и по-своему, в рамках своей религии, пытается о ней заботиться?
Но затем я поняла, что дело в ее удивительной лживости, лицемерии и производимом ею над дочерью психологическом насилии. И если образ Нади условно-ходульный, то зато мать в качестве отрицательного персонажа у Грачева получилась невероятно правдоподобной и живой! Если бы Роулинг, придумавшая злодейку Долорес Амбридж, прочла эту книгу, думаю, она лопнула бы от зависти.
Мать Нади нигде не работает. 12 лет тому назад Надя слегка приболела, и мать, ловко воспользовавшись этим предлогом, надежно устроилась на шеях своего мужа и дочери.
Мать Нади также решительно ничего не делает дома, свалив все заботы на старшую дочь. Более того, трех младших детей она тоже повесила на Надину шею и не шевелит даже пальцем.
"

Посуда, уборка, покупка хлеба, прогулки и занятия с Аленкой и Сережей были постоянной обязанностью Нади. Но, конечно, она никогда не отказывалась принять участие в готовке еды, особенно праздничной, с пирогами…"

девочка практически все время была занята и не знала, что такое праздность, которую святые отцы называют матерью всех пороков.

Я долго гадала, чем же эдаким тогда занята мать, которая сама-то, видимо, не очень боится праздности, пока глава о компьютере не открыла мне глаза.
Нужно заметить, что в доме у Нади нет ни телевизора, ни компьютера, но при этом ее мать поразительно хорошо разбирается в компьютерных играх и описывает своей дочери, как они работают!
Так что, судя по всему, оставив дочь дома работать, мать мчится в компьютерный клуб и там премило развлекается.
Такой приятный образ жизни, конечно, нужно защищать, и поэтому мать ловко и хитро манипулирует Надей, старается ее психологически сломать, подавить и заставить работать как можно больше. Для этого она использует все известные приемы абьюзеров, что автор, видимо, и считает наилучшим методом воспитания.
Прежде всего, мать из кожи вон лезет, чтобы дочь не получила никакой другой информации и у нее случайно не раскрылись глаза. Поэтому в доме у них нет телевизора, и мать долго и нудно объясняет Наде, что телевизор это смертный грех и ужасная угроза.
Заодно автор вскользь говорит, что если ребенок заболел, то обращаться к врачу незачем - лучше сходить к попу.

"Детки всегда болеют. Но одно дело – горлышко, животик… А тут – явное нервное расстройство. Я бросилась в церковь, к батюшке. «Батюшка! – говорю. – Что делать? Наденька у меня так часто причащается, а тут такие вещи!» (Рассказала ему.) А он спрашивает: «Крестным знамением кроватку осеняете? Девочку на ночь благословляете – крестите?»

Ну да, конечно. Если причащаться и креститься, то никогда и ничем ведь не заболеешь!
Шаг второй: создать вокруг своей жертвы социальную изоляцию.
Я специально перечитала всю книгу и не нашла ни одного места, где бы мать говорила о подругах своей дочери и их родителях хоть что-то хорошее. Вместо этого она очень хитро и осторожно, но внушает дочери, что все подруги плохие, что они уже заражены злом и что православная девочка должна относиться к ним с презрением, а ее единственный возможный друг на этом свете - мать.
Про девочку Катю и ее семью мать говорит, что они заражены просмотром телевидения, о другой девочке говорит, что та и без того безобразна, а еще и гримасничает. Про одноклассниц говорит, что они не дети бога, т.к. не ходят в церковь.

Вот видишь, они крещенные, а православными не стали. Как же без Церкви, без причастия? Ты им напомни пословицу: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец"

И дочь Надя послушно вторит ей и вроде бы просто рассуждает, а на самом деле критикует своих подруг и одноклассниц и отзывается о них с плохо скрываемым презрением.
"Ой, мама, у нас царит полный произвол и дух соревнования. Есть девочки, которые одеваются скромно, но большинство меняют наряды каждый день."
Про подругу Катю Надя тоже не прочь посплетничать, рассказывая, какая та сладкоежка и как любит играть в порочные компьютерные игры.
Дальше по ходу действия Надя взрослеет и пытается заняться своей внешностью, а также мечтает о новой одежде, ведь у нее из одежды всего-навсего одна старая кофта и длинная юбка. И просит у матери позволения надеть материн свитер - очевидно, себе-то мать в обновках не отказывает.
Мать, естественно, приходит в ужас от перспективы восстания рабов и возможных расходов на дочь. Но она слишком хитра и не заявляет об этом дочери напрямую, о, нет!
Вместо этого она начинает говорить гадости об одноклассницах дочери. Ну знаете, говорить гадости за глаза это ж так по-христиански!
Прежде всего достается многострадальной Кате, которую мать называет некрасивой и развязной.

Однако, раз уж мы заговорили о Кате, признаюсь тебе, что я не назвала бы ее красивой. Во-первых, она уродует свою внешность косметикой. Ты, наверное, обратила внимание, что она как раз из тех, кто красит губы? А во-вторых, она очень развязно и дерзко ведет себя. В ее речи много грубых слов и оборотов, которые и в устах мальчика звучали бы неприлично. Движения у нее резкие, а голос всегда пронзительно-громкий. Разговаривая с подругой, она то кладет голову ей на плечо, то шепчет на ухо, то хихикает, будто на что-то намекая… Разве это совместимо с красотой, тем более девичьей красотой?

Заодно она говорит своей дочери, что ее одноклассницы служат дьяволу, и нужно постоянно так о них и думать.

Во- первых, косметика – это ложь. У тебя, скажем, губы бледно-розовые, а ты делаешь вид (для окружающих), что они у тебя красные, как клубника. Волосы у тебя прямые, ровные, блестящие (что тоже красиво!), а тебе хочется быть кудрявой: вот и берешь щипцы или бигуди или делаешь себе в парикмахерской химическую завивку… Это все и есть ложь. А отец лжи – знаешь, кто?
– Диавол.
– Вот и получается, что девочки, которые красятся, сами того не сознавая, служат диаволу. Ты только им этого не говори: они тебя, скорее всего, высмеют за эти слова, – но сама имей в виду. ...Батюшка говорит, что в раскрашивании себя с помощью косметики содержится хула на Бога.


Тут я лично от себя замечу, что, следуя логике Грачева, нам следует отказаться и от одежды. А то, понимаете ли, мы все на самом деле телесного цвета, а при помощи ткани делаем для окружающих вид, что у нас тела красные, как клубника, или синие, или желтые, в общем неестественного цвета. И ягодицы и половые органы у нас вообще-то голые, что тоже красиво, а мы берем и одеждой скрываем их, что и есть ложь.
И в конце мать всю ответственность перекладывает на свою дочь: мол, хочешь носить МОЙ розовый свитер - носи, но только это все равно, что служить дьяволу, будешь похожа на блудницу, попадешь в ад.

Ведь девочки в данном случае выступают орудием – знаешь чьим? Мира сего. Падшего мира, который во зле лежит и хочет подмять под себя все, что не похоже на него… Это не принципиально, что носить: кофту, или жакет, или мой розовый свитер. Но, мне кажется, сейчас тебе стоит опять, как и раньше, ходить в синей кофточке, меняя блузки.

Сломленная Надя просит прощения и снова соглашается носить свое старье, а торжествующая мать забирает свитер.
Не правда ли, удивительно? Почему-то за себя мать ни капельки не боится, и не думает, что розовый свитер ей подсунул Падший мир и носить его опасно. Нет, она его спокойненько носит...
И конечно же, не могу отдельно не отметить ненависть Грачева к женской природе и его патологический страх перед менструациями. Это естественное состояние женского организма он предлагает называть не иначе как "нечистотой".

Но никуда не годится, когда некоторые девочки, забыв стыд, не только не стараются скрывать, но наоборот, подчеркивают свое недомогание. Они воображают, что становятся взрослыми девушками и, не стесняясь, даже при мальчиках, намекают друг другу на свое состояние. Только девочка-христианка ни с кем не будет без необходимости говорить о своей телесной нечистоте.
– «Нечистоте»?
– Да. Это церковное наименование того ежемесячного состояния, о котором мы говорим. Советую и тебе в будущем употреблять это слово, если придется говорить с людьми церковными.

Слово "нечистота" в русском языке вообще-то имеет резкую негативную окраску, т.е. Грачев старается привить девочкам мысль о том, что их тела мерзкие, грязные, позорные. И не дай боже, если мальчики вдруг услышат хоть намек на правду! Нет, девочка должна с ужасом скрывать свой "позор".
Дальше Грачев еще и рассказывает, что с менструациями напрямую связаны грехи, чтобы окончательно запугать своих юных читательниц.
Расправившись с девочками, автор-поп переключился на инвалидов. Сначала он заявил, что уродливыми люди рождаются "за грехи своих родителей", а затем объяснил, что инвалиды недостойны семейного счастья, и тонко намекнул, что заниматься бизнесом и водить машину грешно.
Все должны жить в нищете, как мать главной героини, и не работать. Какой еще бизнес?
В одной из следующих глав мать Нади постигает новое несчастье: ее дочь читает книгу А.Дюма.
Быстро сообразив, что если дочь увлечется чтением, то сможет открыть для себя новые горизонты и тогда о бесплатной прислуге придется забыть навсегда, мать бросается в атаку.
Нет-нет, наша хитрая мать-паучиха не запрещает читать, она просто втолковывает дочери, что от чтения книг случается нечто ужасное: они дают В-печатления!

Неужели ты думаешь, что впечатления проходят по твоей душе, не оставляя следа? Они потому и называются – в-печат-ле-ния, что оставляют глубокий отпечаток. Они загрязняют сердце – и человек уже не может чисто молиться. Ну, почему, почему ты не посоветовалась со мной и сразу принялась за чтение!

Молиться и работать, работать, работать - вот что должны делать православные девочки. Какие еще мысли и чувства? Зачем?

Ты упомянула сейчас жития святых. Конечно, это лучшее чтение для девочки твоего возраста.

Что может быть полезнее для детей, чем читать, как такой-то святой отрезали сосцы и скормили ее львам, а со святого содрали кожу? Это ж так занимательно и совсем не страшно.
Далее Надя становится старше, и мать очень опасается... за целостность душ окружающих мальчиков.

Девочка должна соблюдать величайшую сдержанность и осторожность, заметив, что она нравится мальчику, юноше. Ты же не хочешь оставить в его сердце кровоточащую рану? Это большой грех.

Интересно, у многих ли мальчиков остались кровоточащие раны? Я вот лично таких не знаю. Подозреваю, что это что-то из личного опыта автора - ух, уж эти подлые бабы-соблазнительницы!
Потом автор переключается на женское предназначение и подробно объясняет, что женщины существуют для того, чтобы быть инкубаторами.
Собственно, он весьма прозрачно намекал на это весь текст, бесконечно талдыча, что женщины с пеленок должны думать о том, как будут рожать. Но тут решил заявить открыто, что женщины ни на что больше не пригодны:

Так что не стоит завидовать мужчинам, которые, действительно, больше, чем женщины, способны к умственной, творческой деятельности.

В общем, не стремитесь, девочки, ни к какому образованию и в-печатлениям, просто раздвигайте ноги.
При этом женщины несут полную ответственность за любые дурные поступки мужчин.

Когда мужчина сделает что-нибудь дурное, люди часто говорят: «Ищите женщину». Этим хотят сказать, что мужчина совершил дурной поступок под влиянием какой-нибудь женщины или просто ради нее. Может быть, это его жена, тратящая слишком много денег на развлечения, и он пошел на бесчестное дело, чтобы исполнить ее прихоть. Быть может, это любимая им девушка, позволявшая приносить себе слишком дорогие подарки, которые были ему не по средствам. Наконец, может быть, это какая-нибудь дурная женщина, склонившая его на злое дело.

Наверно, пора внести изменения в УК. Вместо совершивших преступления мужчин будем садить в тюрьму их жен.
Ну, а заканчивается книга на той счастливой ноте, что мать пытается запихнуть Надю в монашки и тем самым навеки лишить ее жизни.
В общем и целом, эта книга окажет просто незаменимую помощь тем родителям, которые мечтают воспитать из своей дочери тупое, забитое и сломленное существо.

картинка Sharovaya

Комментарии


Спасибо за отзыв - и смех, и грех! Я от души повеселилась от матери-паучихи)) А так конечно ужас кромешный. Пытались меня по этой книге воспитывать (судя по всему, непродолжительное время), больше всего запомнилось тогда, что жвачку жевать - это грех. Потому что я была маленькая и очень любила жвачки. Родителям тогда пришлось объяснять, что это не то что бы грех, а вредно для пищеварения. А остальное, в силу возраста, видимо осталось просто непонятным. И слава богу.