Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

1 июня 2020 г. 17:29

2K

4.5 «Любовь… к любви».

Не знаю, любил ли Маркес русскую литературу, но есть в этой его книге что-то неуловимо «нашенское». В глаза бросается главный герой, словно бы написанный по лекалам замечательных наших классиков, но с налетом германской сентиментальности и исключительного южного безумия. Убойная смесь Печорина и Вертера, коктейль из пустоты, глупости, неуместной восторженности и цинизма.

Знакомьтесь, Флорентино Ариса!..

Да-да, именно он заслужит ваше изумление, а заодно и недоумение. Поразительный в своей слабости и странности, и романтичности, и нежизненности герой. У разумного мужчины он может вызвать разве что исследовательское любопытство. Женщина же, скорее всего, ограничится скептическими смешками. Флорентино хочется и пожалеть, и прибить, застрелить из ружья, чтобы больше не мучил тебя, читателя, своими метаниями.
картинка ShiDa
Познакомившись с книгой, поневоле задумаешься: а кто писал к ней аннотацию? Вот уж не знаю, что это за гений такой, но она противоречит смыслу «Любви…».

А все оттого, что «Любовь…» – не о любви.

«История любви, побеждающей все – время и пространство, жизненные невзгоды и даже несовершенство человеческой души. Смуглая красавица Фермина отвергла юношескую любовь друга детства Флорентино Арисы и предпочла стать супругой доктора Хувеналя Урбино, – ученого, мечтающего избавить испанские колонии от их смертоносного бича – чумы. Но Флорентино не теряет надежды. Он ждет – ждет и любит. И неистовая сила его любви лишь крепнет с годами. Такая любовь достойна восхищения. О ней слагают песни и легенды. Страсть – как смысл жизни. Верность – как суть самого бытия…»

Так, не верьте. Книга скорее разрушает иллюзии, она враждебна романтической любви. Она – о глупости, слепоте великого чувства. Она – о том, что любовь, в сущности, жизни-то и не нужна, любовь желательно вырезать, истребить, уничтожить, чтобы она не мешала разуму. Любовь, как мы часто ее изображаем (понимаем, чувствуем), действительно противоречит нормальности, она лишает нас правильного существования, обычные вещи оборачивает в дикий абсурд. Она слишком иррациональна и имморальна, чтобы класть на ее алтарь всего себя.

Маркес умело растаптывает идеалы романтической литературы, какой та зародилась еще в 17 веке, он нарочно берет влюбленный типаж Гете и выворачивает его, делает его сначала смешным, а затем – противным.

Вот его Флорентино Ариса, сентиментальный юноша. Как-то он, прогуливаясь, издали увидел очаровательную девушку – Фермину. И влюбился на всю жизнь (привет, Данте и твои последователи). Флорентино, конечно, не поэт, просто стукнула ему в голову южноамериканская жара, и он словно обезумел. Стал забрасывать пространными письмами девушку, признаваться ей в любви и умолять, умолять, умолять.
картинка ShiDa
К счастью для себя, Фермина Даса оказалась благоразумнее. Она – это не наша сентиментальная барышня. Она – это Одинцова из романа Тургенева. Даже юность ее лишена безуспешной страсти. Ей было интересно переписываться с поклонником, но то – увлечение, из любопытства и, быть может, из желания узнать свою власть в любовных играх. Наигравшись, Фермина тут же вычеркивает из жизни, сердца и души влюбленного в нее юношу.

Фермина, конечно, далеко не идеал женщины. Она действительно не понимает романтическую любовь, ей неведомы томления, смятения и радости этого чувства. Ее любовь, личная, – это спокойствие, благосостояние, должный уют. Она просто не может увлечься всерьез. Оттого она и выбирает в мужья доктора Урбино, человека степенного, правильного – и способного мириться с ее бесстрастностью. Фермина – это образ рассудительности, которая должна быть сильнее любых чувств. Она любит, как умеет, любит за хорошие качества, за уважение к ней, за готовность устроить ей благополучную жизнь.

Влюбленный в нее Флорентино Ариса – полная ее противоположность. Он любит вопреки. Он настолько бессмысленно романтичен, что это кажется болезнью нервов. Раньше-то сумасшествие такое воспевали, эта любовь была уделом творческих, и уж те изображали ее с пылом!.. Но нынче это смешно и жалко.

Флорентино не знает объект своей любви. Фермина, его богиня, чужда ему с самого начала. Он не понимает, не чувствует ее, настоящую. Явившийся ему образ бесконечной любви был случаен. Любовь его не имеет отношения к живому человеку, она – лишь фантазии несчастного Флорентино, фантазии глупые и бесплотные. В действительности он любит не Фермину, а саму любовь, принявшую облик случайной, по сути, женщины. Оттого, ответь ему Фермина взаимностью в те прекрасные юные дни, он быстро бы в ней разочаровался. Романтичность и фантазии не выдерживают столкновения с реальностью.

Но Флорентино не понимает. Даже спустя десятилетия он лелеет свои мечты о волшебной любви, которая должна привнести в его жизнь смысл, окрасить ее новыми красками. Обычная чувственность, привязанность разума и души – эти иные формы его не удовлетворяют. Он хочет невозможного, и в этом невозможном и мнение возлюбленной не имеет значения. Фермина обязана ответить взаимностью. Пусть раньше она отвергла его, пусть она счастлива в своем браке, – нет, она должна полюбить его, она не может не полюбить, он же помнит ее… и она обязана, обязана, обязана его любить!..
картинка ShiDa
Флорентино не любил ее. И Фермина его не любила. Оттого вместо торжества и восхищения в финале ты чувствуешь слабость… и, может быть, появится желание поскорее избавиться от возникшей горечи. Слишком уж много в книге эгоизма, глупости, похоти, расчета, заблуждений, разбитых надежд. Страдания. Но не любви.

Иллюзия красивой, яркой, такой нежной, такой пылкой и безрассудной любви – она высмеяна, эта иллюзия. И правильно. Но отчего же эта печаль?..

Прочитано в рамках Четырех Сезонов (25 тур) и Собери их всех.

Комментарии


Название рецензии прикольное... и тоже, "нашенское")
У Бальмонта как-то спросили: что для вас любовь?( вру конечно, не так спросили, просто не помню точно), и он ответил: люблю любовь.. люблю любить.
Вроде и Цветаева так писала.

Флорентино хочется и пожалеть, и прибить, застрелить из ружья, чтобы больше не мучил тебя, читателя, своими метаниями.

У меня так тоже бывает) Иногда... из ружья хочется выстрелить в себя)

Любовь, как мы часто ее изображаем (понимаем, чувствуем), действительно противоречит нормальности, она лишает нас правильного существования, обычные вещи оборачивает в дикий абсурд. Она слишком иррациональна и имморальна, чтобы класть на ее алтарь всего себя.

Любовь и норма... да, старая как мир тема)
А если был уже чуточку ненормальным и до.. любви?)
Тогда и класть то на алтарь почти нечего: большая твоя часть - уже там, кем-то... положена.

Ей было интересно переписываться с поклонником, но то – увлечение, из любопытства и, быть может, из желания узнать свою власть в любовных играх. Наигравшись, Фермина тут же вычеркивает из жизни, сердца и души влюбленного в нее юношу.

Одинцову ты хорошо вспомнила.
И про власть хорошо... коготки опробует, чувство своё. Иногда это может испугать, по диаметрально противоположным причинам.
Если чувство окажется больше неё, то оно будет играть и свою власть опробовать на ней.
Вспомнил стих Верлена.

Играла с кошкою своей
Она, и длился вечер целый
Прелестный в смутностях теней
Бой белой ручки с лапкой белой.
Шалила, — хитрая! — тая
Под кружевом перчаток чёрных
Ногтей агатовых края,
Как бритва острых и проворных.
И та хитрила с госпожой,
Вбирая коготь свой стальной, —
Но дьявол не терял нимало;
И в будуаре, где, звеня,
Воздушный смех порхал, сверкало
Четыре фосфорных огня.


Раньше-то сумасшествие такое воспевали, эта любовь была уделом творческих, и уж те изображали ее с пылом!.. Но нынче это смешно и жалко.

Нынче любовь стала.. Дон Кихотом.
Грустно.

Флорентино не знает объект своей любви. Фермина, его богиня, чужда ему с самого начала.

Ну... тут уже сложнее. Иногда поэт начинает стих как бы с конца, сам ещё не зная стих и начало стиха, но зная вспышку смутную последней звонкой рифмы и образа, строки.
И вот потом он узнаёт весь стих, душу свою и стиха, которые и ведут к этой строке.

Но Флорентино не понимает. Даже спустя десятилетия он лелеет свои мечты о волшебной любви, которая должна привнести в его жизнь смысл, окрасить ее новыми красками.

Знаешь что я вспомнил? Нечто странное... Лолиту.

Пусть раньше она отвергла его, пусть она счастлива в своем браке, – нет, она должна полюбить его, она не может не полюбить, он же помнит ее… и она обязана, обязана, обязана его любить!..

Ну, это уже эгоизм. А вообще, грустно всё это.
Вот люблю я звезду или птицу. И говорю, взяв как бы за грудки птицу, и звезду: а ну свети мне, пой для меня, люби меня!

Но отчего же эта печаль?..

Помнишь как в той итальянской пьесе? - И что мы сделали с любовью и... с собой?
Чудесная пьеса. Жаль, что я её.. выдумал)

Даян, спасибо за рецензию)
Хорошая вышла. Отрезвляющая и.. с той самой последней строкой.


Название рецензии прикольное... и тоже, "нашенское")

Я пыталась. ))) Больше на ум ничего не пришло.

А если был уже чуточку ненормальным и до.. любви?)

Это уже личная трагедия. Но Флорентино, кажется, был вполне адекватным, пока не встретил эту свою любовь. Это потом у него: "тихо шифером шурша, едет крыша неспеша..." Но все равно книгу советую, в т.ч. тебе. Она классная. ))

Вспомнил стих Верлена.

Спасибо. Прекрасное стихотворение. ))

Ну, это уже эгоизм. А вообще, грустно всё это.
Вот люблю я звезду или птицу. И говорю, взяв как бы за грудки птицу, и звезду: а ну свети мне, пой для меня, люби меня!

Такие, как главный герой книги, именно это и считают любовью.

Чудесная пьеса. Жаль, что я её.. выдумал)

;)))

Даян, спасибо за рецензию)

Тебе спасибо за внимание. )))


Но все равно книгу советую, в т.ч. тебе. Она классная. ))

Лады, сделаю себе зарубку ( не бойся, не на себе))


Спасибо за интересную рецензию. А я вот даже не знал о чем написать после прочтения. Но ощущения похожие.

коктейль из пустоты, глупости, неуместной восторженности и цинизма

Флорентино хочется и пожалеть, и прибить, застрелить из ружья, чтобы больше не мучил тебя, читателя, своими метаниями.

Мне кажется, Флорентино любил больше всего себя самого. В отличие от доктора Урбино, у него ничего нет. Ни больших денег, ни высшего образования, ни высокого положения в обществе. И что-бы как-то себя возвысить он придумывает себе "высокое чувство". И с тех пор, оно его путеводная нить. И даже добившись кое-чего к концу жизни он всё ещё должен оправдать её цель.
Фермина же искала только спокойствие и благополучие...


Мне кажется, Флорентино любил больше всего себя самого. В отличие от доктора Урбино, у него ничего нет. Ни больших денег, ни высшего образования, ни высокого положения в обществе. И что-бы как-то себя возвысить он придумывает себе "высокое чувство". И с тех пор, оно его путеводная нить. И даже добившись кое-чего к концу жизни он всё ещё должен оправдать её цель.

Могу только согласиться. Спасибо. )))