Больше рецензий

18 февраля 2012 г. 11:13

307

5

"И так ненавидел Дракула зло в своей земле, что, если кто совершит какое-либо преступление, украдет, или ограбит, или обманет, или обидит, не избегнуть тому смерти".

Древнерусскую литературу я уже не прохожу, но, как водится, интерес к ней всплыл именно сейчас, а не во время ее изучения. Листая "Памятники литературы Древней Руси", я думала, что бы прочитать, и выбор мой пал на "Сказание о Дракуле".
Я выбрала его, потому что это одно из первых художественных произведений на Руси; а также мне было интересно, как писали раньше о Дракуле, образ которого весьма и весьма избит в современной нам культуре.

Автор "Сказания...", по всей видимости, был в Румынии некоторое время спустя после смерти Влада Цепеша, после чего решил создать эту подборку историй-анекдотов об умершем, аналогичные которой писались и другими иностранцами, посещавшими владеяния знаменитого князя.

Книга меня очень развеселила. Дело в том, что я ждала чего-то назидательного, но в "Сказании о Дракуле" автор не поучает читателя и оставляет ему право самому решать, осуждать жестокого воеводу или нет(за что в свое время данная книга была названа "неполезной"). Хотя в одном эпизоде он его все же октровенно порицает: а именно тогда, когда Дракула принимает католичество. Автор пишет, что этим самым князь "вверг себя во тьму". В остальном же "Сказание о Дракуле" - очень забавная история. Если б я знала это, обязательно бы почитала ее в минуту скуки на какой-нибудь паре.

Начнем с того, что у Влада какой-то лютый фетишизм на колы. Особенно это прослеживается в эпизоде, где к Владу приезжает посол. Дракула показывает ему длинный позолоченный кол и спрашивает: "Скажи мне, для чего я приготовил такой кол?". Посол, конечно же, знал, что князя хлебом не корми, дай кого-нибудь на кол посадить(отсюда и его прозвище "Цепеш" - "Сажатель на кол", "Прокалыватель";)... и он отвечает: "Провинился пред тобой кто-нибудь из знатных людей..."
Как ни странно, Влад так и не убил несчастного, потому что тот сумел "правильно" ответить на его подковыристые вопросы. А послов неумных и неопытных, он безжалостно сажал на кол... оправдывая себя такими словами: "Если государь твой, зная, что неумен ты и неопытен, послал тебя ко мне, многомудрому государю, то твой государь и убил тебя; если же ты сам решился идти, неученый, то сам себя и убил".

В общем-то, Дракула в "Сказаниях..." предстает пред читателям человеком, стремящимся достичь справедливости и процветания на своей земле. С этой целью он загоняет бедных и больных в дом и сжигает, - чтобы не было нищеты. Поэтому докапывается до жены мужчины, одетого в рваную рубаху; если жена здорова и сильна, если муж заготовил много лена, то разве не должен муж ходить каждый день в новом наряде? В качестве наказания ленивой жене отрубили руки. А развратных жен он наказывал еще более жестоким и изощренным способом. За воровство же карал так, что золотую чащу у колодца никто и не смел украсть, а ведь находился этот колодец в безлюдном месте.

И так, слово за словом, история за историей, понемногу и проникаешься симпатией к князю. Хоть и любил он обедать среди трупов, какие бы злодеяния не творил, они рассказаны в такой форме, что пугаться-то, особо, и нечего. Его положительные качества(храбрость, целеустремленность, обостренное чувство справедливости) интересно контрастируют с образом жизни и спорными методами борьбы со "злом". Такой противоречивый образ, что аж обидно, что "Сказание" - не полноценное художественное произведение, а просто набор весьма забавных историй с небольшим количеством неприятных подробностей.