Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

29 мая 2020 г. 16:56

3K

2.5 Спойлер «Прощай, любовь!»

Это моя первая книга у Франсуазы Саган. Возможно, не то произведение я выбрала для знакомства. Возможно, не стоило мне ждать воздушности, романтичности и трогательности повествования. Возможно, я ничего не поняла.

И оттого заранее извиняюсь, если кого-то из поклонников автора оскорбит мое мнение.

Написано, конечно, прекрасно. Нежный язык, без лишнего, но с точными психологическими деталями. Саган лаконична и «правильна» одновременно. Удовольствие можно получить просто от бездумного чтения, т.е. не разбираясь в сюжете, в героях, не пытаясь вникнуть в авторскую мысль. «Вкусно написано» – так лучше. И, право, не старайся я проникнуться историей, остались бы положительные впечатления. А сам сюжет… и герои…
картинка ShiDa
Давно меня в книгах так никто не раздражал, как главная героиня этой небольшой повести. Саган сумела создать настолько отвратительного персонажа, что даже просто терпеть его проблематично, не говоря уж о сопереживании. Более того – у меня создалось впечатление, что Саган полностью на стороне своей героини, считает ее «хорошей» и все ее глупости оправдывает.

Зовут ее Сесиль. Юная девушка, учится (нет, не учится), играется. Интересно, что несколько лет она провела в женском пансионе, но там ее, кажется, ничему не научили. Из пансиона она возвратилась домой, к отцу. Мать ее давно умерла. Отец ничем не занят, кроме завязывания любовных интрижек (это, кстати, симптоматично – что все персонажи заняты лишь любовью, прочие стороны жизни их благополучно отторгают).

Вместе с отцом и очередной его любовницей Сесиль уезжает на дачу. Казалось бы, идиллия. Прогулки, катания на речке, цветочки, ягодки… Но в этот прекрасный мир внезапно вторгается давняя знакомая, интеллектуалка Анна, влюбленная в отца Сесиль. А тот отвечает ей взаимностью… и решает послать нынешнюю любовницу Эльзу подальше, без объяснений (еще один симптом – в этой книги герои не хотят объясняться, не пытаются просто поговорить… расстаться по-человечески!).

Сесиль – человек самостоятельный, ее уже замуж зовут. Но вместо того, чтобы заниматься своей жизнью, она хочет вмешаться в отношения своего отца и Анны. Ей, в общем-то, наплевать, что отец ее в кои-то веки влюбился и счастлив. Она размышляет: «Ах, ну мы с папой были так близки, а теперь он думает об этой Анне! Мы с ним такие легкие, любим случайные интрижки, любим красивых и глупых, а эта Анна… ах, эта Анна такая умная, что я чувствую себя неполноценной близ нее. Зачем папе умная женщина? Пусть лучше со шлюхами встречается. Ах, он хочет на ней жениться! Как можно? Она ограничивает нас! Она слишком умная и приличная для нас. Нужно их разлучить, обязательно!»

Желание разлучить во что бы то ни стало двух людей – это уже признак огромной глупости. Можно было бы списать на юный возраст, но я лично считаю, что все дело в избалованности и эгоистичности Сесиль. Вам что-то может не нравиться, но вмешиваться?.. Сделать близкого человека (отца, мать, друга) несчастным из-за своего несогласия с его выбором?.. И это любовь? Разве любовь – это не уважение, в т.ч. к выбору любимого человека?..
картинка ShiDa

«Я хотела не то чтобы унизить ее, но заставить принять наш взгляд на жизнь. Пусть узнает, что отец ее обманул, и трезво оценит это событие как чисто плотскую прихоть, а не как покушение на ее личное достоинство и честь… Ох, как усложняло нам жизнь ее чувство собственного достоинства, самоуважения».

Сесиль – отвратительная интриганка. Ей важны лишь ее чувства. А что еще? Интересов у нее нет, единственное удовольствие в ее жизни – поиск очередного мужчины, без любви, нежности и привязанности, лишь бы хорошо удовлетворял ее. Она без нравственных мучений вертит влюбленным в нее мужчиной, втаскивает его в свои грязные интриги, наплевав на его мнение. Ах, ему тяжело выполнять это?! А мне что, легко выстраивать интриги? Из нее вышла бы (и вышла, должно быть) идеальная содержанка. Даже отец для нее выше не метит.

«– А у моей дочери не будет недостатка в мужчинах, которые смогут ее прокормить, – благородно сказал отец».

И это 20 век, после Второй мировой!..

Она пустая, зато легко играет с «люблю – не люблю». «Любовь» у нее возникает и исчезает по щелчку пальцев. Угрызений совести нет, только бессмысленная грусть.

«Может, я потому с такой легкостью и отдалась ему: он не перекладывал на меня ответственности – окажись я беременной, виноват будет он».

Отец ее – человек не менее пустой. Слабый, тщеславный, не способный на настоящую любовь. Роман с искренне влюбленной в него Анной льстит ему. Такая умная женщина снизошла до него! Раньше-то у него были глупые, поверхностные, легкомысленные, корыстные. А эта Анна – интересная, глубокая, благородная, верная, и купить ее не получится! Должно быть, он что-то испытывает к ней – но все равно готов легко променять ее нежность и страстность на разовый секс просто для удовлетворения своего тщеславия самца.

«Он не мудрствовал. Он все на свете объяснял причинами физиологическими, которые считал самыми важными».

Жалко оттого только Анну. Увы, но и глубокий человек на свое несчастье может влюбиться в того, любить кого, право, унизительно.
картинка ShiDa
Право, выверни Саган все к нравоучительности, я бы с большей вероятностью поставила положительную оценку. Но по итогу я так и не поняла, что она хотела сказать своей историей. Самые отвратительные ее герои довольны жизнью и нисколько не мучаются, нет у них должного раскаяния. О чем эта повесть? О том, что правильно вмешиваться в чужую жизнь? О том, что не нужно меняться, не нужно стремиться к развитию? Что правильно забыть о своих недостатках и на все претензии отвечать: «Ах, я такая родилась, это не изменишь»? Что хорошо быть поверхностной, а быть глубокой – странно?.. Ну, знаете ли.

Раздражение. Раздражение. Раздражение. Все!.. Хочется верить, что у Саган есть и интересные, и нежные, и умные книги. А пока что мимо.

Прочитано в рамках Игры в классики (14 тур) и Мужчина и женщина (11 тур).

1 2

Комментарии


Спасибо.
А у меня Саган всё остаётся в списке не читанных...
Тоже думал начать знакомство с этого романа, но название отпугивало - не хотелось здороваться с представляемой сущностью)
А после вашей рецензии желания стало еще меньше :)


Это ее самый первый роман. Для знакомства лучше, наверное, взять что-то из более поздних произведений.
Вам тоже спасибо. )))


Есть более зрелый роман - "немного солнца в холодной воде". Там всем героям за 30 :) А по сути - тоже самое. Мне он больше понравился. Чуть глубже. Или по возрасту больше подходит? Не знаю. А стиль тот же. Из этих двух, я бы рекомендовал "немного солнца...".


Вот и мне как-то расхотелось читать после рецензии. Не люблю я подобные книги и подобных героев. Даже странно, что подобная история настолько известна.


Возможно, изначально дело было в усталости французов от темы войны, вообще от тяжелых тем. Захотелось чего полегче, и Саган как раз пришлась кстати. Плюс сексуальная революция была на подходе. Это сейчас сексуальной темой никого не впечатлишь, а в то время то была "пикантность".


Здравствуй, грусть нужно читать лет в 15. Тогда ты органично входишь в этот мир - ты еще наивен, у тебя глупые мечты и нелепые (но оооочень для тебя важные) переживания. По крайней мере, так было в мои 15 лет. И Саган становится естественным мостиком к Прусту, потом к Моруа и Мориаку, Бальзаку, Шодерло де Лакло и так до Монтеня. Если честно, не пробовала читать Саган после 20, но до сих пор вспоминаю о ней с нежностью.


Да, скорее всего мне слишком поздно ее читать. Возможно, прочти я в те же 15 лет, я бы совершенно иначе это восприняла.


Что-то поздно, что-то рано. Все мои попытки прочитать до 25 Братьев Карамазовых или Анну Каренину закончились провалом. Видимо, самое время вернуться к ним.


Читала этот роман на 2м курсе. Мне было скучно и непонятно. Скучны затяжные картины, вот она лежит на пляже, вот повернулась, вот песчинка на ноге.... Непонятно вообще такое отношение к людям, к жизни. Мне то надо было учиться, а не лежать на даче. Меня интересовали мужчины, не сами по себе, а как личность. В общем, хотела сказать, что не факт, что книга в 15 заинтересует


И снова разгромная рецензия?)
Мне подруга говорила, что читать Саган лучше в юности.
Я не очень понимал почему.
В настоящем произведении, даже наивные и глупые метания юного сердца, жизненны и уравновешены чем-то ещё, и атмосферой романа и натяжением этой атмосферы, как струн.
А тут... значит всё мимо? Значит, и правда слабый роман... для одного времени, для юности? Жалко.
Просто часто именно первые романы писателей - как компас и капля, которая отражает их суть.
Впрочем, бывают и исключения)

Вкусно написано» – так лучше. И, право, не старайся я проникнуться историей, остались бы положительные впечатления.

Даян, а может.. стоило отнестись к такому тексту как... к тирамису с чаем?)

Более того – у меня создалось впечатление, что Саган полностью на стороне своей героини, считает ее «хорошей» и все ее глупости оправдывает.

Может это она, в юности? Точнее... нечто в ней, что толком и не было явлено и прожито? Тогда это камерный разговор со своей юностью, желание её принять и улыбнуться ей.
Хотя...

еще один симптом – в этой книги герои не хотят объясняться, не пытаются просто поговорить… расстаться по-человечески!).

Ну, первая книга, Даян! Может Саган в душе всё объяснила, но про себя, а до читателей не довела)
У меня так бывает: говорю, говорю... а человек не понимает, удивлённо смотрит. А я просто в душе что-то проговорил важное, на вывод опёрся и дальше говорю)
А человек смотрит так странно на меня... как на дурачка.)
Что-то я стал защищать Саган, хотя не знаю её))

Ах, ну мы с папой были так близки, а теперь он думает об этой Анне! Мы с ним такие легкие, любим случайные интрижки, любим красивых и глупых, а эта Анна… ах, эта Анна такая умная, что я чувствую себя неполноценной близ нее. Зачем папе умная женщина? Пусть лучше со шлюхами встречается. Ах, он хочет на ней жениться! Как можно? Она ограничивает нас! Она слишком умная и приличная для нас. Нужно их разлучить, обязательно!»

Прости, Саган... но мне захотелось мысленно "стукнуть" Сесиль)
Мысли девчонки... с этой стороны её можно понять.
Сам так ревновал в детстве... хорошая компания была, я был в младше всех, и тут у друга одного, души компании, появилась девушка, серьёзная, с претензиями на него.
Были похожие мысли, что у Сесиль, только я не был в пансионе)
Компания распалась, точнее, не была как раньше. Грустно...

Желание разлучить во что бы то ни стало двух людей – это уже признак огромной глупости.

О да. И ведь мыслит как человек? Время оттягивает и консервирует себя в "сейчас", которое как Дориан Грей должно быть вечно юным с ними?

И это 20 век, после Второй мировой!..

Даян... сейчас много отписок будет от книги Саган тех людей, что ей хотели прочитать))

Отец ее – человек не менее пустой. Слабый, тщеславный, не способный на настоящую любовь.

А знаешь, я её теперь понимаю. Если её отец - её зеркало, и если это зеркало начинает жить не призрачной жизнью а настоящей, то... она сама начинает понимать, что её жизнь - пуста и призрачна, и она ...

Знаешь о чём я подумал, Даян?
Имя автора - многое значит.
Если бы над этой повестью было имя - Сартр, то повесть бы засияла иным смыслом: все они... находятся в аду.
Но что тут делает Анна? Всего пару строк о её жизни, штришок... и повесть была бы экзистенциальной. Да и так..

Спасибо, Даян)


И снова разгромная рецензия?)

Да!

Мне подруга говорила, что читать Саган лучше в юности.

Возможно, со мной бы это не пошло. А, может, пошло бы только во вред. А, может, я просто рано состарилась.

Даян, а может.. стоило отнестись к такому тексту как... к тирамису с чаем?)

Если меня бесят сюжет и герои, я ничего не могу с собой поделать. Я же не говорю, что книга совсем уж плохая, просто она совершенно противоположна моей сущности. Стиль - это, конечно, хорошо, но, если мне невыносимо внутреннее содержание, он перестает иметь для меня значение.

Мысли девчонки... с этой стороны её можно понять.
Сам так ревновал в детстве... хорошая компания была, я был в младше всех, и тут у друга одного, души компании, появилась девушка, серьёзная, с претензиями на него.
Были похожие мысли, что у Сесиль, только я не был в пансионе)

В детстве я тоже друзей ревновала. Но - в детстве. А главной героине уже лет 18. Я была в точно такой же ситуации, что и Сесиль: мой отец женился на женщине, моей мачехе. И нам всем было важно понять, что с этим делать. При этом мы с отцом были полными противоположностями. С мачехой мы похожи чуть больше, но все равно мы очень разные. Но в свои 14-15 лет я поняла, что уважаю выбор моего отца, хочу поддерживать с ним отношения и хочу понять его любимую женщину, какими бы разными мы ни были. Отца уже нет, а моя мачеха мне все равно очень близкий человек, мы очень друг друга поддерживали, когда отец умер. Она прекрасный человек. И не было у меня ни ревности, ни тем более желания лезть в их отношения, потому что я поняла главное: если любишь, позволь человеку быть собой. Сесиль никто не заставлял общаться с будущей мачехой. Могла бы отойти в сторону и не мешать, тем более она взрослый человек. Она просто избалованная и хочет, чтобы мир вертелся вокруг нее. Всем бы ее проблемы!

Ну, первая книга, Даян! Может Саган в душе всё объяснила, но про себя, а до читателей не довела)

Это проблемы автора, а не читателя. Автор должен быть безжалостным к себе - мое мнение. Часто дебютное произведение становится самым известным и популярным у автора, так что "первая книга" - не лучшее оправдание, мне кажется.

Даян... сейчас много отписок будет от книги Саган тех людей, что ей хотели прочитать))

Я пишу, что думаю. Хотят прочитать - прочитают без меня. Все равно личный опыт лучше.

Если её отец - её зеркало, и если это зеркало начинает жить не призрачной жизнью а настоящей, то... она сама начинает понимать, что её жизнь - пуста и призрачна, и он ...

Но катарсиса нет. Сесиль не меняется.

Имя автора - многое значит.
Если бы над этой повестью было имя - Сартр, то повесть бы засияла иным смыслом: все они... находятся в аду.

Имя автора ничего не значит. Значит разве что личность автора. Важен, в общем-то, не сюжет, а нюансы, которые раскрывают мысль писателя, его мировоззрение. Поэтому никакого сравнения с экзистенциалистами. Если бы Сартр написал эту книгу, вот именно эту, я бы так же влепила ему отрицательную оценку, и плевать мне на его авторитет.
Тебе спасибо за возможность написать злой комментарий (нет, не на тебя, а на мое разочарование в этой книге).


Спасибо за злой комментарий)
И да, теперь я понял какой дурацкий был мой комментарий. Прости.

если любишь, позволь человеку быть собой. Сесиль никто не заставлял общаться с будущей мачехой. Могла бы отойти в сторону и не мешать, тем более она взрослый человек. Она просто избалованная и хочет, чтобы мир вертелся вокруг нее. Всем бы ее проблемы!

Даже и добавить нечего. Всё правильно.
Про проблемы... да, это особенно грустно.


Мне кажется, этот роман об эгоистичности молодости, о пустоте богемы, о безответственности. Короче, о Француазе Саган в те 19 лет когда она его написала.
Ваш разгром этой книги напомнил мне моё раздражение от "Географ глобус пропил". Не в том дело, что главный герой сволочь (это ещё не делает плохой книгу, а только героя), а в том, что автор на его стороне. Более того, в обоих случаях это автобиографично (не в деталях, а в сути людей). В обоих случаях написано молодыми людьми...


В точку. Я уже слишком старая, чтобы умиляться просто юности. И да, будь автор бесстрастнее, я бы оценила книгу выше. Про сволочей, как Вы правильно заметили, много написано, но не бесит, если автор держит дистанцию. "Географа" не читала, поскольку чувствую, что не понравится. Из-за героя в т.ч.


Я впервые у неё тоже этот роман прочла, но несмотря на то, что герои не понравились, прокнилась больше: и красотой слога, и всем происходящим. Этакая история о семье эгоистов и бедняжке, которая хотела их изменить. Очень реалистичная картина вырисовывалась.

Читала у неё ещё «Смутная улыбка» Франсуаза Саган и пришла к выводу, что героини у автора слишком похожи своей испорченностью и излишне юным взглядом на жизнь, поэтому на этом и кончились мои попытки познакомиться. Всё же, когда такое повторяется уже как-то и не интересно совершенно, а раздражает.


Грустно, если у нее все героини - ее альтер-эго. Я бы почитала что-то из ее поздних вещей, но, боюсь, мое раздражение только усилится.


Прочитала вашу рецензию и вспомнила все свои эмоции от этой книги. Пошла перечитала свою рецензию (все-таки хорошо их писать!), и да, там все то же - раздражение парочкой Сесиль плюс ее отец, и осознание, что это книга для девушек до 20.
Правда, у меня это была не первая книга, а третья, и в тот момент пришло осознание, что если три книги мимо - то, может, и не стоит больше?)


Правда, у меня это была не первая книга, а третья, и в тот момент пришло осознание, что если три книги мимо - то, может, и не стоит больше?)

Мне бы трех точно хватило, даже двух. Если автор не заходит, лучше не мучить себя. ))


да, согласна :)
Но надежда была, что вдруг все-таки в другой период времени с другим настроением зайдет?
Ну и книги Саган небольшие и читаются быстро)


Мне кажется возраст не играет здесь такой уж значительной роли. Героиня эгоистичная избалованная интригантка и нормальный здоровый человек вряд ли ее поймет. Ребенку в 15 лет я бы эту книгу просто не дала. А для взрослого роман вообще не представляет никакой ценности.


Спасибо за поддержку. )))


Не за что, я действительно согласна с каждым вашим словом)
Сама роман читала как раз в возрасте 19-20 лет, попалась мне в то время статья об авторе, где расхваливали и книгу. Заинтригованная отправилась знакомиться с шедевром того времени и была жутко разочарована. Как эта героиня могла стать символом целого поколения? Не понимаю.


Да,я тоже считаю ,что эту книгу нужно читать в юности,когда т ы находишься поиске и становления своего отношения к обьекту любви, определяешь свое место,свою роль... В романе все немного идеализированно-романтично...
В реальной жизни таким инфантилизированным героиням с комплексом "жертвы" ничего хорошего не светит.


Конечно, Сесиль косячит по полной, ее можно громить сколько угодно. Но не нужно забывать о двух вещах. Во-первых она подросток, по сути, в какой то мере не понимающий, что творит. Во-вторых - она порождение своего отца, яблоко от яблоньки, как говорится... Книга показывает, как не надо делать. Человек живой, он чувствует, им нельзя играть. Вот это понимает Сесиль, когда Анна уезжает.  Об этом и книга.
1 2