Больше рецензий

28 мая 2020 г. 23:26

1K

4 «Если люди будут молчать и бездействовать, вокруг ничего не изменится». (с)

картинка Caramelia
⠀⠀⠀Узнала о книге в одной интересной статье, которая была посвящена мейнстримному феминизму, способному прикрывать милитаризм в мире. Мне было действительно узнать о девочке, которую сделали примером для продвижения «комплекса белого спасителя» в незападных странах. Но это только последствие всех событий. Девочка в этом не виновата. Прежде всего, это книга о пакистанской девочке, которая прошла огонь, воду и медные трубы: нищета в прекрасной Долине Сват, начало расширения влияния Талибана, угрозы отцу и семье, успех в рамках Пакистана, выстрел в лоб и чудесное спасение. Она повествует о жизни в её любимой долине Сват и Пакистане в целом: с датами, фактами, историями и именами важных личностей. Ей говорят о везении, но задумайтесь: повезло ли ей получить пулю в лоб от последователей Талибана (запрещён в России)? Повезло ли ей нажить себе непримиримых врагов? Она осталась жива, но продолжила бороться. Она великолепный пример стойкого человека, который не готов сдаться, даже после пули.

О чём эта книга?

⠀⠀⠀Книга «Я — Малала» — это автобиография пакистанской девочки по имени Малала Юсуфзай, которая стала правозащитницей, продвигающей идеи о доступности образования для девочек. Эта книга наполнена фактами, датами и именами реальных людей, то есть она стремилась передать более реальную картину мира без художественного вымысла (по крайней мере, незнающему человеку так и будет казаться). Борьба этой девочки показала, насколько опасным может терроризм в рамках одной небольшой семьи, в рамках долины, в рамках страны. Её борьба породила массовую реакцию — песни, статьи, книги. А вместе с этим одобрение и осуждение. Но прежде чем что-то осуждать или одобрять, стоит понимать то, за что борется эта смелая пакистанская девочка. И именно её автобиография покажет это в полной мере.

«Я думаю, что нет такого человека, который ни разу в жизни не совершил ошибку. Самое главное — делать из собственных ошибок верные выводы».
⠀⠀⠀Эта девочка рассказывает о своей родной долине Сват, которая находится на севере страны, раньше её даже называли «Швейцарией Пакистана». Здесь рассказана и история появления Пакистана (в кратком виде), история пуштунов, история Долины, которая из процветающего места превратилась в место упадка после прихода талибов.

«Итак, я с рождения была дочерью Пакистана и гордилась своей страной, хотя прежде всего считала себя жительницей долины Сват и никогда не забывала о своей принадлежности к народу пуштунов».
⠀⠀⠀Много внимания уделено религии — исламу (пуштуны преимущественно исповедуют суннитский ислам), но при этом их история ранее была прочно связана с буддизмом. В контексте религии обсуждается вопрос о женских правах. Книга чётко показывает, что толкование любого священного текста может превратить религию в то, что нужно человеку. Когда человек не понимает написанного в священном тексте, он обращается к толкователям, и они рассказывают о том, что говорится в их религии. Толкование в нужном русле ведёт к нужному итогу. так и в этом случае, когда девочкам запрещалось учиться (после прихода талибов). Девочкам якобы не требовалось получать знание, так как западный мир вдруг сможет извратить их души. А мужчинам нет или у них какая-то защита? А ещё намерение убить Малалу, маленькую девочку, которая хочет хорошего будущего для себя, и для людей вокруг — разве убийство разрешено в Священном Коране? Малала говорит, что Священный Коран запрещает это. Книга показывает любовь Малалы как к своему народу, так и к религии.

⠀⠀⠀Как раз основное направление борьбы Малалы связано с образованием для девочек, так как она в течение своей жизни она видела бедных детей на улице, которые рылись в мусоре, детей, родители которых не могли позволить себе образование. Малала обожает (и обожает) учиться, и даже после послабления запрета (девочкам до 10 лет можно было учиться) она тайком стремилась получать знания в школе. Как говориться, учёба — свет. Просвещение помогло осознать Малале насколько важно образование для обычного человека. Когда есть образованные люди, они больше знают и понимают происходящее вокруг. Но когда ты голоден, ещё сложнее и учиться, и понимать что-то. Её борьба за образование невероятна, которая вдохновляет. Жалко, что только ужасные случаи, как выстрел в голову, может спровоцировать какие-то — пускай и кратковременные — действия и решения. Как со стороны правительства, так и со стороны международного сообщества (я не говорю о военном вмешательстве).

⠀⠀⠀Книга ставит важные и насущные вопросы, ответы на которые придётся найти читателю для самого себя: какую роль играет образование? Почему девочки тоже должны получать образование? Какую роль играет религия в жизни человека? Вопросы образования, религии, патриотизма должны быть отвечены для самого себя, чтобы начать понимать то, к чему ведёт Малала. Она не стремится уничтожить своё наследие в Пакистане и прекратить помощь, но она мечтает туда вернуться. Вернуться туда, где все её знакомые и близкие, где когда-то она хорошо проводила время с одноклассницами, где она стала той, какой она сейчас является.

⠀⠀⠀Я не могу без сочувствия относиться к этой девочке, которая пережила этот ужас, но при этом осталась сильной и стойкой. Но кое-что меня смутило. Я начала читать с идей о том, что люди любят создавать образы и стереотипы на основе какой-то одной истории — в данном случае на примере Малалы. Это не вина этой девочки, вина тех, кто стал использовать её для продвижения военных целей. Но дело не в этом. Стремясь предотвратить стереотипы и неточности, девочка тем самым сама способствует этому лишь в одном месте: говоря о советском вторжении в Афганистан в 1979 году (часть вторая, глава 2), она пишет «вскоре после Рождества 1979 года русские вторгнулись в Афганистане...». Такой обобщающий термин для всего советского народа. Попробуйте сейчас назвать украинца или белоруса (а ещё лучше — эстонца или литовца) русским, как думаете, что произойдёт? Или назвать представителя тутси из Руанды представителем хуту. Сама Малала говорит в своей книге, что жители её долины практически не идентифицировали себя пакистанцами (они были пуштунами). Советские люди — более нейтральное для названия всех наций в республиках, чем называть всех русскими. Это действительно задевает, и не потому, что я русская, а потому, что в советской оккупации участвовали разные нации. Так появляются стереотипы, которые искоренить без изучения вопроса невозможно.

⠀⠀⠀Кроме того, Малала задевает такую важную проблему, как ответственность правительства государства за свой народ. Её отец также правозащитник, который боролся как и в рамках ассоциации школ, так и в рамках своего народа. Глубоко верующий человек боролся и за равные права. В книге упоминается конференция с одним из военных, которому задают вопрос: когда же восстановят деревни долины Сват? Сколько домов было разграблено и уничтожено, сколько людей было убито. А многие преступники так и не наказаны. Это уже сложный вопрос, который является частью государственной тайны страны. Много военных операций и много военных преступников, которые избежали наказания. Это ставит под сомнение правительство или их действия (по крайней мере). Также говорилось о такой одиозной личности как Усама бен Ладен, которого обнаружили не так далеко от столицы Пакистана. Девочка поднимала и задевала разные, но важные проблемы, которые придётся ещё долго решать. Возможно, при ней мало что изменится, но при дальнейшей борьбе с такими людьми, как она, получится добиться многого.

⠀⠀⠀Если говорить о стиле, то читается довольно легко, за исключением случаев, когда бывали излишние подробности, затрудняющие чтение. При этом книга наполнена различными фактами и именами, которые расширяют кругозор того человека, который ничего не знает о Пакистане и не понимает о ситуации в стране. Однако стоит сказать, что эти подробности в книге не должны становиться единым знанием обо всей стране. Это будет серьёзной и грубой ошибкой, которая сформирует у человека стереотипы в сознании. История Малалы заслуживает внимание, но в этом случае нужно ещё больше изучать этот вопрос, чтобы не было стереотипа о том, что в Пакистане только бедные девочки, там одно безволье и так далее. Всё это не отменяется, но стоит понимать, что в разных регионах — разные ситуации (совсем как в России). Общий образ способствует милитаризму, совсем, как сказано в статье.

⠀⠀⠀Минусы: некоторые обобщения; излишние подробности в некоторых ситуациях, которые затрудняют чтение. Плюсы: фактическая основа книги (исторические справки, личности и их биографии) и ненавязывание какой-либо идеи (всё обосновано с точки зрения логики и религии).

«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
Потом они пришли за католиками, я молчал, я же не католик.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто мог бы протестовать. (с) Мартин Нимеллер».

Выводы:

⠀⠀⠀Книга приоткрывает завесу над жизнью в Пакистане: в глазах Малалы это по большей части нищета, если у тебя нет обеспеченных родственников, военных среди них и если ты женщина. Пример Малалы не должен становиться стереотипом или обобщающим примером того, что может происходить в стране, и примером того, почему нужно вмешиваться в дела страны. Автор статьи о мейнстримном феминизме был прав, говоря о том, что опасно приписывать всей стране, что описал один примечательный человек (в данном случае Малала). В противном случае женщины и в том числе мужчины начнут прикрывать милитаризм, а именно вмешательство во внутренние дела государства (без легитимного разрешения со стороны правительства), чтобы продвигать те ценности, которые могут им чужды, но которые, конечно, смогли бы сделать их жизнь комфортнее. Таким образом они могут отвергать феминизм в рамках ислама, буддизма, конфуцианства и других религий (и философских течений). Это будет порождать и мизогинию, и неравное отношение к людям в разных странах с разными верованиями и порядками. Даже в суперрелигиозной Саудовской Аравии есть феминизм (например, Хайфа аль-Мансур, Муна Абу Сулейман, Амира аль-Тавиль), пусть и не имеет столь широкой поддержки. В каждой вере можно найти человека, которому не будет нравиться что-то, как, например, Малале, но есть люди, которые могут и в рамках ислама продвигать развитие страны и стремиться к совершенству, пускай и зачастую под влиянием внешнего фактора.

картинка Caramelia