Больше рецензий

Agrilem

Эксперт

Экспертша, экспертка, экспертиня, экспрессо

24 мая 2020 г. 18:36

409

5

Вторая книга финского писателя Ханну Райаниеми о Жане ле Фламбере - ловком воре-авантюристе далекого космоинформационного будущего. В отличие от первой части, здесь показано два плана: технологический и духовный, как будто не связанные на первый взгляд.

И снова не очень сложный сюжет замаскирован сложностью формы. Автор не проводит обзорную экскурсию, а потому половину книги мы вынуждены строить свой мир, наделяя авторские термины собственными смыслами на основе скудных намеков. То, что это вторая часть, особой роли не играет: в первой книге с этим тоже все было крайне запутанно.

Автор попеременно погружает нас в две истории.
В первой наш знакомый Жан ле Фламбер "дал себя поймать", по собственным словам, а Пеллегрини, его давняя подруга (если можно так назвать богиню губернии) - через шантаж и похищение попросила ей помочь. Из сообщников - оортианка Миели, разумный корабль Перхонен - призванные помочь ему совершить грандиозную кражу со взломом вселенской важности. Для этой истории характерны космические технологии, чистый разум и финская мифология - можно сказать, эта часть именно финская.

Во второй главная героиня - Таваддуд Гомелец, девушка из знатного рода и любовница монстров, оказывается в центре интриг города Сирра - последнего на старой Земле. Коварное убийство приезжает расследовать Сумангуру - представитель основной власти-религии действующего мира - Соборности. Восточные сказки и истории, джинны и пустыня, семейные распри, эротизм и игра со смертью - эту историю мне хочется назвать индийской или арабской.

Как будут связаны эти две истории, мы узнаем не сразу, и кажется, что они объединены только временем действия и миром. Это мир, где информационное прорвалось в материальное, смерть побеждена клонированием и оцифровкой и где вопросы морали и запрета полностью определяются уровнем технологии.

Если простить автору выходку с терминологией, можно наслаждаться красочностью и загадками этой истории, с ее Тайными Именами (хорошая отсылка к "лингвистической" фантастике), диким кодом пустыни, атаром-спаймом и гоголами.
Вот несколько загадок, которые нам открываются только после середины книги: мухтасибы и каримы - это знатные земляне сплетенные с джиннами, объединённые сознания. Ковш - это физическая сеть на геостационарной орбите земли. Осколки - это дома знатных семей в Сирре, а дикий код - "возникшие из сингулярности самовоспроизводящиеся программы, раковая опухоль информационного пространства".

Мне понравилось, что автор аккуратно относится к контексту: он намекает на Бэтмена, Маугли, Адама и Еву, но не смешивает понятия Старой земли с переродившейся культурой.

Когда начинаешь хоть что-то понимать, то за увлекательным сюжетом-авантюрой просматриваются классические вопросы: конструирование миров, сверхразумные сущности, бессмертие, сканирование мозга, информационная сеть, полёты в космосе, война и мировая власть и многие другие, исполненные на достойном уровне.

Несказанные речи