Больше рецензий

ivan2543

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 февраля 2012 г. 18:15

80

4

Третий роман цикла – вполне на уровне предыдущих, но при этом очень сильно от них отличается.
Если «Игра Эндера» показалась мне несколько примитивной, а «Голос Тех, Кого Нет» - настоящей интеллектуальной прозой, то «Ксеноцид» представляется слишком «навороченным», перегруженным.
Все дело в соединении психологического романа и твердой НФ. Эти два тяжеловесных жанра с трудом уживаются друг с другом, и соединить их – очень сложная задача, которая под силу единицам. В «Голосе Тех, Кого Нет» баланс этих жанров соблюден, история семьи Рибейра и планеты Лузитания взаимно дополняют друг друга. Цементирующей силой послужила линия Голосов: философское учение Эндера тесно связано с человеческое психологией, и в то же время – с политикой человечества относительно внеземного разума. Эндер прибывает, чтобы спасти Новинью и ее детей; но в итоге спасает от взаимного непонимания расы людей и свинксов.
Здесь же психологическая линия разошлась с политической и научной. Особенно это касается истории клана Рибейра, которая выродилась в некую мелодраму. В эпизодах на планете Дао, напротив, описания чувств и отношений совершенно пронзительны – начиная с трагического пролога, читая который, нельзя не испытать сочувствия к героям.
Поэтому многие эпизоды, вызывают только зевоту и недоумение, особенно очень реалистичные и потому потрясающе занудные диалоги.
Но в то же время философская составляющая книги серьезнее и глубже, чем в предыдущей части. На этот раз автор не останавливается на парадоксальных нестыковках взаимно чуждых ментальностей. Несмотря на название книги, речь в ней не столько об этике и политике, сколько о метафизике. Кард предлагает свою концепцию мироздания – не сказал бы, что в ней есть что-то принципиально новое (таинственное Снаружи, обиталище филот – явно берет истоки в мире идей Платона) – но черт возьми, в нее хочется верить. Автор объединил библейское «В начале было слово» и закон сохранения информации, придя к выводу – именно упорядоченная информация, а, следовательно, разум, первичны в существующем мире. Вся эта информации, в конечном счете, существует вне материального мира – в непредставимом идеальном Снаружи. В идеальном мире нет понятия «расстояние» - оно равноудалено от всех точек бесконечной Вселенной. И даже скрытые, неосознанные мечты и желания человека в этом мире могут обрести неожиданное воплощение. Разум, информация, духовные ценности – вот что, по Карду, является первоосновой бытия и главной ценностью; именно поэтому чудовищно любое уничтожение разумной жизни, поэтому так важен поиск пути к диалогу между совершенно разными созданиями. Интересно, что автор обходит вниманием возможность обнаружить Снаружи «души» умерших, связанные с ними когда-то филоты; не эта ли способность подключаться к загробному банку данных сделала Эндера Голосом Тех, Кого Нет?
В романе «Ксеноцид» также очень силен элемент политического триллера. Угроза гибели целых цивилизаций, а то и биологических видов разумных существ делает сюжет предельно напряженным и острым. Пусть в романе нет ни одной погони или масштабной битвы, но напряженная интеллектуальная борьба политиков и ученых стоит хорошего боевика. Ощущение неизбежной трагедии нагнетается на протяжении всей книги, вплоть до развязки. Пожалуй, из трех первых книг цикла эта – самая мрачная и жесткая.
Наиболее отрыто и болезненно эта борьба показана в сюжетной линии планеты Дао. На протяжении всего романа мы видим противостояние «богослышащего» (генетически модифицированного человека с невероятно мощным интеллектом) Хань Фей-цы и его дочери и лучшей ученицы, а некогда – единственного по-настоящему близкого человека, Цинь Цзяо. Конфликт развивается сразу в двух плоскостях – психологической и философско-политической. Перед отцом стоит сложнейшая задача – убедить дочь в том, что всё, чему он учил её, на самом деле оказалось ложью. Дочь тяжело переживает отступничество отца, втайне гордясь собой. Её послушность, негибкость мышления, фанатизм, которые раньше позволяли быть идеальной воспитанницей и ученицей, теперь повернулись против неё. Ради веры своих родителей и народа она готова обречь на уничтожение целый мир. Вне черно-белого мира жестких иерархий и ритуалов она, в конце концов, становится беспомощной. Но цена победы Хань Фей-цы оказалась слишком высока; не пережив свою дочь физически, он пережил её духовно, сумев принять изменившийся мир.
История Вань-Му - о несправедливости завязшего в традициях общества, где условности выше реальных заслуг; мысль о несовершенстве сословной или кастовой систем не нова, но по-прежнему актуальна: в мире зачастую возникают различные искусственные «элиты», не работающие на благо и развитие цивилизации. Вообще же вся история планеты Дао – это история преодоления косности и фанатизма, которым часто подвержены даже умные люди; предупреждение о том, что любые условности, особенно религиозные, могут быть эффективным и опасным средством манипуляции людьми.
История Джейн поражает своей парадоксальной трагичностью. Существо, которое могло бы стать лучшим другом и покровителем человечества, принципиально новый вид разумной жизни – на грани уничтожения из-за того, что его убеждения не вписываются в политику Звездного Конгресса. Вновь и вновь человечество, не разбираясь, готово пустить в расход всякого, кто становится на его пути, даже не пытаясь найти общий язык. Автор не питает иллюзий - далеко не все люди поняли урок «Королевы Улья» и «Гегемона», и придется искать пути нейтрализации тех, кто способен повторить Ксеноцид.
Свинксы и люди, казалось бы, должны сплотиться против Конгресса, но именно угроза гибели цивилизации толкает свинксов на путь отрытого конфликта с людьми. Колонисты тоже начинают видеть в свинксах врагов – ведь, если бы не они, можно было бы просто уничтожить десколаду, хоть это и привело бы к гибели всей биосферы Лузитании. Равновесие удивительно шатко, и его сдерживает только присутствие жукеров, которые сохранили нейтралитет и взяли на себя функцию миротворцев. Все проблемы могло бы решить уничтожение десколады – но она также может являться разумной формой жизни. И суть решения проблемы начинает сводиться к одному – кто должен погибнуть, чтобы жили другие? Любой выбор может означать ксеноцид. Более того, недостаточно выбрать решение, нужно еще и успеть его воплотить на практике.
Из этой ловушки автор выходит отчасти изящно – связав воедино все сюжетные линии и позволив выстрелить всем ружьям, а отчасти неуклюже – потому, что кроме ружей, прозвучало ещё несколько роялей в кустах. Надо отдать должное автору – сюрприз читателю он смог преподнести, но, все же, «бог из машины» - это не самый удачный литературно-театральный приём, и, что главное, далеко не оригинальный. Вводить нового (или почти нового) персонажа в кульминационный момент как-то не слишком, на мой взгляд, профессионально…
И все же получается, что я как-то больше «Ксеноцид» поругиваю – а книжка то хорошая. Это действительно книга для мыслящих людей, поклонников настоящей, не легковесной НФ, Только вот постоянные, подробные, изнурительно вязкие, реалистично-мутные диалоги сильно затрудняют чтение – две части воды на одну часть философии, не размешивая. Возможно, проблемы перевода – здесь судить не могу.
Достоинства произведения:
интересная философская концепция;
напряженный сюжет;
оригинальные образы персонажей ;
проработанный мир;
есть очень выразительные, психологически точные эпизоды
Недостатки:
неубедительная развязка;
нудные, затянутые диалоги (местами);
излишняя и не несущая особой смысловой нагрузки мелодраматичность (местами).
Итог: добротный сплав твердой НФ и политического триллера. Для вдумчивого читателя.

Комментарии


окей, значит, будем читать.