Больше рецензий

17 мая 2020 г. 15:35

204

4.5 Лучше второй части

В третьей книге тетралогии судьба заносит Пятницкого в Африку, где его снова ждут увлекательные (действительно увлекательные, в отличие от предыдущей книги) приключения. Однако начинается действие в Америке, и это самая слабая часть романа. Рассказ автора о Голливуде 20-х годов не производит того впечатления, какое оставалось после прочтения "Византии" и первой половины "Карфагена", посвящённой Константинополю. Одним из главных достоинств всего цикла является невероятное внимание к деталям повседневной жизни, будь то Киев и Петербург времён Николая, или Одесса времён гражданской войны, или Константинополь на пороге турецкой революции, позволяющее полностью погрузиться в атмосферу тех лет. Но странствия Пятницкого по Италии, Франции и Америке, составляющие вторую половину "Карфагена", описаны достаточно поверхностно, из-за чего вторая книга закончилась на волне лёгкого разочарования. Здесь же ощущение присутствия на улицах Каира и Марракеша возвращается.
Значительная часть повествования всё так же отведена отвлеченным рассуждениям героя о современном человечестве, перспективах его развития и многому другому. При этом чувствуется, что перед тобой рассуждения именно Максима Пятницкого, русского эмигранта, а не Майкла Муркока, британского писателя. Работа над образом главного героя проделана колоссальная, создать настолько цельного персонажа, вызывающего то одобрение, то сочувствие, то презрение, требует великого мастерства. Не знаю, сколько собственных мыслей вложил Муркок в слова Пятницкого, но все они, на мой взгляд, соответствуют тому, что мог бы сказать человек того времени, покинувший Россию после прихода к власти большевиков. Даже одобрение героем действий Гитлера не выглядит чужеродным элементом, поскольку многие эмигранты (скажем, Мережковский, или Краснов) действительно поддерживали фюрера, видя в нём единственный способ свержения коммунистов и спасения России и мира от красной чумы. Впрочем, иллюзии их длились недолго.
Из недостатков книги, помимо скучного начала, отмечу некоторое количество явлений deus ex machina. Можно ли представить себе, чтобы посреди огромной Сахары герои встретили старых знакомых именно в том месте, где они приземляются на воздушном шаре? Или неожиданное спасение Пятницкого из рабства в последний момент? Не стоило и загонять персонажей в такие ситуации, если для их разрешения нельзя было придумать ничего лучше подобных чудес.
И конечно, не имеет смысла читать эту книгу без предварительного прочтения первых двух частей.