Больше рецензий

Kamilla_Kerimova

Эксперт

по Звездным Войнам и еще кое-чему...

16 мая 2020 г. 22:13

Лучшее на Лайвлибе

4K

5 Жизнь женщин в 1960-х в США

Роман Кэтрин Стокетт "Прислуга", ставший буквально программным произведением для любителя современной литературы, поднимает очевидно значимую для современных США тему расовой сегрегации. Надо честно признать, что для пост-советского читателя она совершенно непонятна. В связи с тем, что исторически у нас в рабстве (крепостничестве) находилось белое население той же национальности, что и рабовладелец, концепция "инаковости", "чуждости" черной расы, которая оправдывала рабство в колониальных странах, просто не появилась и не прочувствовалась нами. Внедренные Советским союзом концепции равноправия и общности людей вне зависимости от их физиологических различий еще больше размыли подобную ксенофобию - см. Всемирный фестиваль молодежи 1957-го года или РУДН, открытый в 1960-м. На другой стороне земного шара в то же время многовековая история рабства бурлила наследием законов Джима Кроу, Ку-клукс-клана и суда Линча. Надо понимать, что штат Миссисипи, в котором происходит действие романа, вообще-то ратифицировал поправку к Конституции США, отменяющую рабство в 2013-ом году. Нет, я не опечаталась: всего семь лет назад, через три года после первой публикации этой книги.

Роман рассказывает о жизни чернокожих служанок в небольшом городке Джексоне. Истории женщин переплетаются с историями их белых хозяек. И под толстой мучительной коркой расовых проблем проступает тонкий, намеченный штрихами, блок проблем гендерных. Мужчины в этой книге выступают своего рода статистами, или, скорее, некими внешними столпами, мимо которых вьется жизнь женщины, а порой - их инструментами в достижении своих целей.
Мир женщин в корне отделен от мира мужчин. Что происходит у них? Мы не знаем. Мы знаем, что супруг Элизабет Лифорт, хозяйки одной из ключевых героинь романа, Эйбилин - небогат, и она переживает от этого. Мы знаем, что Хилли Холбрук делает все, чтобы ее супруг победил на выборах. Мы видим, как переживает Селин Фут из-за мнения любящего ее мужа Джонни и как Лерой колотит Минни, добиваясь ее подчинения не только в делах, но и в мыслях.

Неизвестно, кем я могла бы стать, если бы Лерой прекратил измываться надо мной.

Многие считают, что спорить со своим мужем означает перейти границу дозволенного.

При этом, вступить в это пространство мужской реальности практически невозможно, так как для этого необходимо отказаться от статуса, ценностей, прививаемых обществом, и рискнуть отправиться в свободное плавание.

Я никогда не смогу объяснить маме, что хочу стать писательницей. Она усмотрит в этом всего лишь еще одно препятствие, отделяющее меня от мира замужних женщин.

Главная героиня книги, своеобразное альтер-эго писательницы, молодая журналистка Евгения "Скиттер" Фелан - сопротивляется этому патриархальному миру. Она склонна к учебе, она мечтает не о доме с детишками, а о карьере и личных достижениях.

Разумеется, я грезила о свиданиях с игроками футбольной команды, но настоящей мечтой было однажды написать нечто такое, что люди захотят прочесть.

Отыскивая свой путь, она неизбежно вступает в конфронтацию с обществом, к которой она не готова. Только подсказки Элен Штайн, ее невидимого ментора из Нью-Йорка позволяют ей выпестовать собственное я в условиях тотального доминирования патриархальной модели общества.

Требуется молодая секретарша. Умение печатать необяз. Звонить мистеру Сандерсу.
Господи, если ему не нужно, чтобы она печатала, то что же ему от неё нужно?

И параллельно развивающаяся история Минни Джексон, в финальных строках романа находящей в себе силы уйти от мужа, перекликается с этим актом эмансипации.
Сильные, способные, умные - женщины Джексона маются взаперти своих ролей: ненавидящих своих детей матерей, неспособных хозяек, умелых политиков уровня женского общества, и, в то же время, любящих нянек, которые вынуждены отрываться от выращенных ими детишек и удивительных кухарок, которым не хватает времени привести свою кухню в порядок.
Беря в свои руки манипуляцию социальной жизнью общества, женщины пытаются найти свое место в нем.

Нет, белые женщины не любят марать руки. У них есть маленькие изящные инструменты, острые, как ведьмины когти, но чистые, аккуратно разложенные, будто на подносе у дантиста. Они ловко с ними обращаются.
Первым делом белая леди вас увольняет. Вы огорчены, но думаете, что найдете другую работу, когда все уляжется, когда белая леди позабудет обо всем. У вас есть немного сбережений, чтобы заплатить за квартиру — за месяц, не больше. Знакомые приносят вам тушеные овощи.
Но через неделю после увольнения вы находите у себя в двери маленький желтый конверт. Внутри УВЕДОМЛЕНИЕ О ВЫСЕЛЕНИИ. Каждый домовладелец в Джексоне — белый, у каждого — белая жена, и все дружат со всеми. Вот тогда вы начинаете паниковать. Работы никакой не предвидится. Двери захлопываются перед вашим носом. А теперь вам еще и негде жить.
С этого момента события пускаются вскачь.
Если ваша машина куплена в кредит, ее изымают.
Если у вас есть неоплаченная квитанция за парковку, вас посадят в тюрьму.
Если у вас есть дочь, возможно, вы переедете к ней. Она тоже работает в белой семье. Но через несколько дней дочь возвращается домой с новостью: «Мама, меня выгнали». Она напугана, не понимает, за что. И вам приходится объяснить, что все это из-за вас.
Хорошо хоть у ее мужа есть работа. По крайней мере, будет чем кормить ребенка.
Но потом увольняют и мужа. Еще один крошечный острый блестящий инструмент.
Они кричат, плачут, обвиняют вас, спрашивают, зачем вы это сделали. А вы даже не можете вспомнить зачем. Проходят недели, и ничего — ни работы, ни денег, ни дома.
Вы надеетесь, что наконец уже все, она удовлетворена, готова забыть. Но глубокой ночью раздается стук в дверь. Нет, это не белая леди. Она никогда не делает таких вещей самолично. Но когда кошмар все же происходит — пожар, или нападение, или избиение, — вы осознаете то, что на самом деле знали всю жизнь. Белая леди никогда ничего не забывает.
И не остановится до самой вашей смерти.

Словно в паутине мелких дрязг и вопросов, женщины становятся иными - жестокими, испуганными, пристрастными. В то время, когда их способности подавлены, а их интересы сконцентрированы в очень узком сегменте, они необратимо начинают придавать неимоверно большое значение тому, что мы сейчас считаем мелочами (вы правда готовы соревноваться во вкусе приготовленных блюд?).
И иной путь, путь Скиттер, Патриции, Элен Штайн, Минни и даже, в какой-то мере, самой Эйбилин - женщин, которые перешагнули через условности и решили следовать за своими настоящими интересами - допустим, только если они оставят погрязший в рабстве людей и умов мир Миссисипи и отправятся в странствие за своим настоящим я.

Книжный клуб Женского чата.
Группа "Любителей зарубежной современной прозы"

Комментарии


Шикарная книга! Заняла второе место в личном топе прошлого года )


Люблю эту книгу. Спасибо, что напомнили о ней)