Больше рецензий

Metztli

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 мая 2020 г. 21:36

603

4 Грубый век, грубые нравы!

Грубый век, грубые нравы!
Романтизму нету.
Не дают человеку спокойно жить!

К/ф "Не может быть" 1975 г., режиссер Леонид Гайдай

В серии «Ѳ» хорошего издательства «Common Place» печатаются книги «забытых русских писательниц XIX–XX веков». Одна из таких забытых книг – «Аничкина революция» Натальи Венкстерн, последний раз публиковавшаяся в 1928 году.

Признаться, от книги я ожидала чего-то совсем другого. Например, некой «тургеневской повести» о том, как «тургеневская девушка» – трепетная институтка Аничка – переживает события революции. Ожидала приятной сентиментальности и негромкой драмы.

И Аничка действительно оказалась трепетная, вечно «затуманенная грустью» и погруженная в свои мечты и воспоминания об имении крёстного. Но вот тональность оказалась откровенно комедийной, даже опереточной. Действие разворачивается на фоне революции, но место не меняется на протяжении всего повествования. Это дом № 26, где помещается институт для благородных девиц, и все исторические события мы краешком глаза видим из его окон, а точнее лишь слышим их отголоски.

Из-за расхождения ожиданий с реальностью я не сразу смогла «вчитаться» в этот роман, не могла понять, как его понимать:D Но через некоторое время до меня дошло, что это сатира, и чтение «пошло как по маслу». Мало того, в профессиональных рецензиях пишут, что это феминистская «жесточайшая сатира на роль и место женщины в патриархальном обществе»!

И правда, Аничка – девушка-цветочек, воспитанная в старорежимном духе, мечтает только о большой любви и готова довериться первому встречному, просто сделавшему шаг в ее сторону и заговорившему с ней. Но суровая реальность образно хлещет ее по щекам и трясет за плечи, чтобы Аничка наконец уже открыла глаза на мир и взяла себя в руки)) И потому название романа имеет двойной смысл: да, это действительно намек на исторические революционные события, но с другой стороны – это революция самой Анички, которой, чтобы выжить, нужно полностью отбросить романтические представления и изменить свое сознание.

Но фигура Анички занимает лишь часть романного пространства. Книга населена большим количеством персонажей, и все вместе это больше всего мне напомнило Ильфа и Петрова, Зощенко, немножко Салтыкова-Щедрина и фильмы-альманахи Гайдара «Не может быть!» и другие. По стилю же заметно влияние модернизма на авторку, она периодически увлекается «красивостями», рассыпая образы и эпитеты мелким бисером по тексту. В целом, на вопрос «читать или не читать?» мой ответ – читать! Если вам, конечно, такое интересно)