Больше рецензий

16 мая 2020 г. 20:59

287

4.5

Рита Джулиани — профессор русского языка и литературы Римского Университета Ла Сапиенца. Она — замечательный итальянский ученый, который специализируется на русской культуре и, в частности, литературе, также ее интересуют русско-итальянские связи. Особая область интересов — роль Рима и его значимость в жизни представителей русской культуры XIX-XX вв.

В своей книге "Рим в жизни и творчестве Гоголя, или Потерянный рай" она достаточно полно раскрывает тему Рима для писателя. Воспоминания Николая Васильевича о Вечном городе сохранились в основном в письмах. А среди его произведений особняком стоит повесть-отрывок "Рим", где мысли главного героя чаще всего приравнивают к авторским. Вероятно, так и есть. Джулиани рассматривает разные аспекты взаимодействия писателя с Римом. Это и жизнь, и преломление жизни в литературу. Круг общения Гоголя в Риме существенно дополнен ученым — в этом новаторство исследования. Автор ставит своею целью доказать, что писатель не ограничивался только русской "общиной" в Риме, но вел активную культурную жизнь и был в курсе всех интересных событий в городе.

За долгие годы образ Гоголя в Риме прочно утвердился в воображении читателя. Этот хорошо знакомый и, как и всякий стереотип, довольно банальный портрет по инерции продолжает кочевать по страницам книг, посвященных Гоголю. Время наложило на него столько слоев, что за ними трудно разглядеть истинное лицо писателя и то, что служит фоном его портрета, — римский пейзаж тех лет. Наверное, самое распространенное общее место — убежденность в том, что в Риме Гоголь жил замкнуто и почти не соприкасался с космополитическим римским обществом. Затворившись в своей башне — русской колонии в Риме, — он якобы желал знаться с одними соотечественниками.

В монографии сделаны важные дополнения к уже существующим исследованиям на заявленную тему, а также здесь есть и несколько открытий, связанных с выяснением имен и подробностей о людях, с которыми Гоголь общался или мог общаться во время своего пребывания в Риме. Например, в первой главе книги рассказывается о Римском институте археологической корреспонденции, где Гоголь бывал, автор выясняет личности тех, кто оставил автографы в книге посетителей института (так был найден и неизвестный до этого автограф самого Николая Васильевича). Скрупулезно и подробно рассматриваются разные варианты, методом исключения рамки сужаются. Джулиани выясняет, кто такой Браун, о котором пишет и Гоголь, и Жуковский, с кем из Ефимовых мог общаться писатель и т.д. и т.п.
Конкретизирует исследователь и те места, где Гоголь бывал, основываясь на его заметках в записных книжках (помимо хорошо всем известных). Разбирается маршрут экскурсий по городу, составленный специально для Александры Осиповны Смирновой... В общем, чтобы не увлечься перечислением всего того огромного количества информации, которую выдает Джулиани, постараюсь обозначить только наиболее яркие для меня в книге моменты.
Настоящим открытием для меня стало взаимодействие (условно) Гоголя с кружком назарейцев.

Приехав в Рим, Гоголь сразу же столкнулся с назарейцами. Поселился он в доме № 17 по улице Сант-Изидоро <...> в нескольких шагах от монастыря, давшего когда-то приют назарейцам и ставшего благодаря им знаменитым. В тот же день, 28 марта, он писал своей матери: "Вся земля пахнет и дышит художниками и картинами", а 3 апреля советует А. С. Данилевскому: "Тебе нужно было, непременно нужно испытать художническо-монастырскую жизнь в Италии".

Под "открытием" я имела в виду именно параллельность их развития. Джулиани делает вывод, что кризис, который случился с Гоголем в 40-х годах был закономерен. Я бы, конечно, очень осторожно использовала слово "кризис", ведь это скорее был один из этапов самопостижения, да и саморазвития, который удивил современников, да и потомки, как видим, не все приняли эти перемены в мировоззрении. Но сама схожесть развития назарейцев и Гоголя — очень интересная тема, отразившаяся во второй редакции повести "Портрет".

Далее, повесть, или, как сам автор ее называет — "отрывок" — "Рим". Это правда, что произведение незаслуженно забыто. Джулиани рассматривает "Рим" со всех сторон, к примеру: пересчитывает упоминания разных цветов, находит аналогии в современной Гоголю живописи, с теми картинами, что он рисует словом, обнаруживает скрытые смыслы образа Аннунциаты (кстати, весьма убедительно)... вот например какой неожиданный (в рамках предыдущих исследований других авторов) вывод делает Джулиани:

Аннунциата — случай уникальный для творческого наследия Гоголя: хотя типологически она является носителем злого начала, в конце концов ее удается нейтрализовать. Можно рассматривать ее как последнюю роковую красавицу в галерее гоголевских персонажей, любопытный неповторимый этап эволюции женского образа в творчестве писателя: от дьявола к ангелоподобной женщине, как во втором письме из "Выбранных мест" ("Женщина в свете"), где писатель рисует идеализированный женский образ и воздает хвалу домашним добродетелям женщины.

В общем, это исследование построено на законах логики, и это прекрасно. Автор решает поставленные задачи, строго соблюдая правила, не вдаваясь в мечтания и теоретизирование — большой плюс монографии.
И, кстати, ещё про Аннунциату. Джулиани идет дальше, чем большинство исследователей, и не останавливается на том, что предполагает прообразом героини знаменитую красавицу, "девушку из Альбано" — Витторию Кальдони, она прослеживает судьбу натурщицы, а так же собирает внушительную коллекцию ее портретов, отголоски которых можно обнаружить и на страницах гоголевского "Рима".

Книга открыла мне литературоведение, как увлекательную детективную науку.
Помимо перечисленных особенностей и деталей, Рита Джулиани проходит и стандартный римский маршрут Гоголя, его адреса проживания. Ещё автор пытается воссоздать и образ итальянской нации в представлении Николая Васильевича. Затрагиваются здесь и географические интерпретации мира Гоголем. Вот сколько всего... а книга совсем небольшого размера. И если из моего отзыва может сложиться впечатление, что в ней нет структуры — это моя вина. Читая книгу, получаешь все аккуратно разложенным по полочкам, несмотря на обширность и разнородность материалов, автору удается их собрать в цельную картину. Это исследование — одно из лучших и наиболее полных на тему Гоголя и Рима.