Больше рецензий

Darolga

Эксперт

по перемотке нервов в клубочки

16 мая 2020 г. 18:50

745

4

Исходя из подзаголовка "Времен моря", можно решить, что это роман в духе "Старика и моря" Хемингуэя или "Царь-рыбы" Астафьева. И в каком-то смысле, так оно и есть, но не совсем. Свою книгу Мортен Андреас Стрёкснес написал в виде литературного репортажа, в котором собрал воедино историю одной ловли гренландской акулы (средняя продолжительность жизни которой составляет без малого 300 лет, а размеры - порядка семи метров в длину и почти полторы тонны по весу), всевозможные советы бывалых рыбаков, их байки, легенды о разнообразных существах со времен сотворения мира, существующие теории, касающиеся этого самого сотворения, семейные истории автора и его друга (напарника по ловле морского чудовища и по совместительству абстрактного мариниста полярной ночи). Всё это щедро сдобрено норвежским колоритом и нежной привязанностью к морю во всех его проявлениях. Море в данной книге выступает полноправным героем повествования.

Очень понравилась фраза Стрёкснеса о том, что море проживет и без нас, а вот мы без него нет. И ведь правда. Даже не касаясь значительной роли мирового океана в земной экосистеме, прекрасно рассмотренной со всех сторон автором данной книги, но и с чисто обывательско-эстетической стороны человека, родившегося и всю жизнь живущего у Черного моря. Дада, это я так нескромно примазалась к чужому творению. Кстати, Стрёкнес в своем литературном репортаже упоминает о том, что

никто точно не знает, почему Черное море стало Черным, зато известно, что так его прозвали еще древние римляне. Может, оно кажется темнее других морей из-за того, что в нем больше пресной воды? В наше время наблюдается потемнение Балтийского и Северного морей и в особенности многочисленных норвежских фьордов.

А еще рассуждает о цвете моря, говоря о том, что не смотря на общераспространенное мнение о том, что море – синее, таковым оно является только частично и при определенных условиях.

Рано утром море чаще всего отливает ровным серым перламутром, а в штиль на закате окрашивается в багровые тона заходящего солнца. В остальном же цвет моря меняется в зависимости от глубины, донного рельефа, содержания соли, водной растительности, загрязнения, ила, попадающего в морскую воду из крупных рек, освещенности; различные сочетания этих факторов придают морю самые разные оттенки.

У моря множество цветов, как впрочем и голосов - ласковый плеск волн, набегающих лениво на берег в тихую погоду, их грохот во время шторма, когда они стремятся разрушить все на своем пути, низкая глухая дрожь моря, рождающая в его глубинах, и которую можно услышать только находясь под водой.

"Во временах моря" о кораблях говорят как о личностях со своими характерами, у каждого свой - кто-то из них обладает строптивым нравом, кто-то покладист, а кто-то не отличается верностью и в любую минуту готов предать. Для любого рыбака очень важно досконально изучить все сильные и слабые стороны своей лодки, так как в лихую годину именно она может решить судьбу своего владельца, слишком тесно переплетаются их судьбы.

В книге приведено множество разнообразных исторических фактов. Из них больше всего понравились, пожалуй, эти три:

Все девяносто семь маяков, воздвигнутых вдоль шотландского побережья с 1740 по 1940 год, построены одной-единственной семьей: Стивенсонами. Роберт Льюис Стивенсон, автор “Острова сокровищ”, “Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда” и других классических произведений, вообще-то, в согласии с семейной традицией, должен был стать не писателем, а маячным инженером.



со Средневековья вплоть до девятнадцатого столетия звери неоднократно представали перед судом, словно люди. Собаки, крысы, коровы, даже многоножки помещались под арест по обвинению во всевозможных злодеяниях – от убийства до возмутительного поведения.



Атлантический океан приютил множество мифических земель и островов, существовавших исключительно в воображении картографов и поэтов. Знаменитый арабский географ аль-Идриси в XII веке насчитал в Атлантике не менее двадцати тысяч островов (на самом деле их около дюжины). А сколько экспедиций снаряжалось, чтоб открыть наконец те острова, которых не было, но о которых подробнейшим образом рассказывали мореходы и божились, что-де сами там бывали (особенно когда некому было укоротить безудержность их фантазии)? Врали вдохновенно, убеждая себя самих и других моряков, что и те бывали там, и другие моряки начинали вторить вракам и восполнять пробелы в знаниях о несуществующих островах.

"Времена моря" - довольно необычная книга, сюжета в ней как такового нет, история с ловлей гренландской акулы всего лишь основа, как деревянный стержень для разноцветных колечек в детской пирамидке, она объединяет разношерстные факты, воспоминания, цифры и судьбы. Ритм повествования неспешный и местами даже медитативный. Под него надо подстроиться, синхронизироваться по максимуму. Признаюсь, у меня было два захода в чтении этой книги. В первый раз мы с ней не совпали: момент для чтения был выбран неудачно - рабочие задачи накрывали похлеще девятого вала и те немногие минуты, которые были вырваны для книжных строк, требовали чего-то более динамичного по сюжету и менее насыщенного разноплановой информацией. Вторая попытка прочтения "Времен моря" пришлась на более гармоничный период и вот тут как раз все совпало. Было интересно.

Комментарии


надо брать
не зря на нее долго смотрю


мне кажется, тебе зайдет)