Больше рецензий

4 февраля 2012 г. 12:27

153

5

С одной стороны перед нами сборник новелл, но в самой книге идет уточнение "Сахарный кремль. Роман". Такая номинация заставляет по другому посмотреть на всю книгу, как на целостное произведение. Главным сквозным "героем" романа становится сахарный кремль, который герои употребляют, так или иначе. Ничего вам не напоминает? Тоже самое мы видели в "Норме". Вся организация "Сахарного Кремля" идентична первой части "Нормы", которая так же состоит из ряда новелл, объединенных употреблением нормы. Это не единственная самоцитирование, новелла "Очередь" явное повторение одноименного романа, "Письмо" структурно схоже с известной частью все той же "Нормы". Сам Сорокин как-то говорил, что переписывать свои ранние произведения не будет, пусть они и кажутся ему во многом наивными и отображают совсем другую картину миру. Видимо слукавил, потому что через пару лет попытка "переписать" появилась. Точнее не "переписать", а освежить, и соединить две эпохи. Ведь они очень похожи.
Если кто-то видит в "Сахарном Кремле" и "Дне Опричника" наше будущее, то я лично вижу прошлое и настоящее. Если снять слои фантасмагорий и гротеска, то "будущее" по Сорокину, это синтез советского прошлого и "демократического" настоящего.
В целом, роман получился легким, как и "день Опричника", легким в плане стиля и восприятия. Это уже не "Голубое сало", которое читается намного тяжелее.
9 из 10