Больше рецензий

11 мая 2020 г. 20:47

603

3 На ком держится столица

Роман от первого лица описывает путь к успеху молодого полукавказца, приехавшего в Россию из Средней Азии в 90-е гг. Соответствующим является род его занятий - от таскания мешков на провинциальном рынке героя нелегкая заносит в столицу, где воздух города делает его свободным. Но не просто делает - герой и так внутри всегда свободен, что он проявлял ещё в провинции. И в этом он видит разницу между собой и коренными москвичами. Москвичи ничего не делают, чтобы Москва процветала в 90-е - это делают приезжие, пока москвичи ходят гоголем. К началу нулевых москвичи хотя бы осваиваются менеджерами - но куда им до самообразованных, умных, предприимчивых "чурок" с "лимитой".

Впрочем, есть и среди приезжих отвратительные герои в виде украинских грузчиков - а среди москвичей есть достойный Наковальня. Это плюс роману, делающий его всё же многомерным. Помимо этого штриха, достоинством романа можно назвать хорошо продуманное содержание - по названию глав всегда можно найти нужное место. Это говорит о том, что изложение от первого лица не превращается в поток сознания или синдром Туретта. При этом зарисовки глав связаны друг с другом - из одной проистекает другая, следующая. Концовка романа является стремительной - однако обходится без таинственных заговоров на самом верху или чего-то в таком скомканном духе. Это ещё одно достоинство произведения.

Что касается минусов - то, во-первых, роман, конечно, никакой не контркультурный, он вполне себе в духе 90-х. Даже нравоучительные суждения словно почерпнуты у криминальных журналистов того времени - дескать, вот как всё кругом неправильно по вине ментов или бандитов. Есть в романе неполное раскрытие героев - в частности, подруга рассказчика им же представляется как образованная, хотя сам он говорит, что её кругозор ограничивается прочтением романов Марининой. Вообще в романе много торговых марок и авторских прав - из-за их упоминаний, когда этого можно было избежать. Возможно, упоминания делаются для вызова ностальгии. Также в противоход существующим стереотипам о глупых инородцах и умных местных автор вводит обратные движения - ленивые злые москвичи и умные деятельные приезжие.

На этом и строится мысль романа - на своем примере автор показывает, что он становится настоящим москвичом и даже презирает Петербург на фоне по-настоящему красивой и величественной столицы. Настоящие москвичи - это те, кто в Москву приехал, а не те, кто в ней родился. И вопреки фашистским движениям кавказские диаспоры могут зачем-то вывести на улицы своих членов - на битву или на забастовку, не уточняется. В итоге у автора получилось просто целостное интересное продуманное произведение - которое, тем не менее, сознание не пеереворачивает и новое слово в литературе не выжигает.