Больше рецензий

mmarpl

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 февраля 2012 г. 21:09

233

3

"... которую ты так и не покорил."

Когда твой разум не достает, как сказать, метафора помогает "удлинить руку интеллекта". Это один умный человек сказал. Очень убедительно.
Александр Иличевский прекрасно об этом свойстве метафоры осведомлен. Его роман "Математик" мог бы оказаться изящнейшей метафорой, если бы не был написан вчерне. "Величие замысла" - налицо. А вот величия воплощения - увы и ах...

Но роман мне очень понравился. Вернее, та часть, которую можно считать отражением замысла.
Гениальный математик Максим, фамилию я уже позабыла, достигнув в математике какой-то небывалой вершины, перестал эту самую математику воспринимать. Спился. Потом бросил все и всех:жену, детей, родину - и начал в Сан-Франциско пиццу развозить, медленно отучая себя от пагубной привычки.
Ай, как красиво математическая вершина сравнивается с вершиной Хан-Тенгри, где ты достиг всего, чего достичь мог, но понять тебя некому - ты один, и разделить с тобой торжество не может никто, ибо и гении от математики, и гении от альпинизма - явления уникальные.

Дальше...


Максим - альпинист. И попытка покорения им горы тоже входит в замысел автора. Это один из самых красивых и драматических моментов. Но чтобы его прочитать и получить удовольствие, приходится прочитать столько непонятно каким боком к основному повествованию притиснутых сюжетов, что становится скучновато. Хотя есть герои интересные и эпизоды, от которых не оторваться. Совершенно заворожил меня, например, эпизод с пьяным военным английским летчиком и какой-то азиатской беженкой-нелегалкой. Страшный и очень настоящий эпизод. Невероятно талантливо сделанный. Только непонятно - зачем.

Или вот вставной эпизод со сценарием. Максим занялся киноискусством за компанию со своим гениальным другом Барни и написал сценарий о братьях альпинистах. История грустная, трагическая даже. Но в форме полусценария размахом на четверть романа - скучно. Я почти все и пролистала. Но альпинисты меня настигли - один из них погиб в ванной от невыключенной газовой колонки. Автор занимается научным изысканием причин такой печальной судьбы героя, разбирается в технических подробностях работы газовых горелок в 30-40 годы в Москве... Но я так и не поняла, убили этого альпиниста или все-таки горелка. И опять вопрос: а зачем мне оно надо? Зачем оно надо роману?

Необыкновенно хороши эротические эпизоды. Их чуть в романе, но они катастрофически прекрасно сделаны.
И размышления автора о языке: математическом, генном, собственно языке - очень хороши, глубоки и оригинальны, но интересны сами по себе - ткань романа их настойчиво выпихивает, потому что все эти интеллектуальные штучки, коих в романе набросано щедрой рукой несметное количество, перестают служить идее, а служат демонстрации авторской интеллектуальности. "А нитки-то гнилые!" Связи нет, рассыпается все.
Эх, кабы этому роману о гениальном математике да хорошего редактора... Или гениального автора. Я бы прочитала еще раз с удовольствием. Не шучу.