Больше рецензий

7 мая 2020 г. 07:56

732

4.5

В статье «Первая ступень», название которой во время чтения и после определяется и становится «кричащим», Лев Николаевич совершенно умело и заражающе преподносит аскетичный образ жизни, так необходимый для жизни доброй.

Прочитанное мною здесь не стало открытием нового, но с точностью выразило мои собственные мысли и заставило вспомнить об этих простых, казалось бы, но не понятных многим истинах.

Истины, которые отрицать невозможно, которые могут смутить и пристыдить, если уделить им хоть минуту размышлений, так и сквозят чрез строки «Первой ступени». Оглянитесь вокруг и задумайтесь: для чего людям бесконечная череда мероприятий, если, в большинстве случаев, лицо, в честь которого они устраиваются, не имеет в них личного интереса или вовсе не может в них участвовать? что делает с человеком совершенная праздность? какие самые необходимые потребности носит он в себе, изменяются ли они от безделья и чревоугодия? они вправду необходимы или всё же низменны? и могут ли низменные потребности быть важными и необходимыми? Ответы вы найдёте в статье или, доверившись мне, в нижеизложенных строках, выбранных мной. Я буду рада, если по отношению к вам или вашему окружению они покажутся ошибочными и вы сможете отвергнуть их. А если нет - задумайтесь: не пора ли что-то поменять?

В самом деле, нельзя без ужаса видеть воспитание некоторых детей в нашем мире. Только злейший враг мог бы так старательно прививать ребенку те слабости и пороки, которые прививаются ему родителями, в особенности матерями. Ужас берет, глядя на это и еще более на последствия этого, если уметь видеть то, что делается в душах лучших из этих старательно самими родителями погубляемых детей.

Часто, и всё чаще и чаще, бывает так, что требования настоящей, непоказной нравственности пробуждаются, и тогда начинаются внутренняя мучительнейшая борьба и страдания, редко кончающиеся победой нравственного чувства. Человек чувствует, что жизнь его дурна, что ему надо изменить ее всю с самого начала, и он пытается это сделать; но тут люди, прошедшие ту же борьбу и не выдержавшие ее, со всех сторон нападают на пытающегося изменить свою жизнь и стараются всеми средствами внушить ему, что этого вовсе и не нужно, что воздержание и самоотречение не нужны для того, чтобы быть добрым, что можно, предаваясь объядению, наряжанию, физической праздности, даже блуду, быть вполне хорошим, полезным человеком. И борьба большей частью кончается плачевно.

Объедающийся человек не в состоянии бороться с ленью, а объедающийся и праздный человек никогда не будет в силах бороться с половой похотью.

Присмотритесь к нашей жизни, к тому, чем движимо большинство людей нашего мира; спросите себя, какой главный интерес этого большинства? И как ни странно это может показаться нам, привыкшим скрывать наши настоящие интересы и выставлять фальшивые, искусственные, - главный интерес жизни большинства людей нашего времени - это удовлетворение вкуса, удовольствие еды, жранье.

Собираются люди вместе, по какому бы случаю они ни собирались: для крестин, похорон, свадьбы, освящения церкви, проводов, встречи, празднования памятного дня, смерти, рождения великого ученого, мыслителя, учителя нравственности, собираются люди, занятые будто бы самыми возвышенными интересами. Так они говорят; но они притворяются: все они знают, что будет еда, хорошая, вкусная еда, и питье, и это главное собрало их вместе.

В низшем и среднем быту ясно видно, что праздник, похороны, свадьба - это жранье.

И, смотришь, нежная утонченная барыня будет пожирать трупы этих животных с полной уверенностью в своей правоте, утверждая два взаимно-исключающие друг друга положения:
Первое, что она, в чем уверяет ее ее доктор, так деликатна, что не может переносить одной растительной пищи и что для ее слабого организма ей необходима пища мясная; и второе, что она так чувствительна, что не может не только сама причинять страданий животным, но переносить и вида их.
А между тем слаба-то она, эта бедная барыня, только именно потому, что ее приучили питаться несвойственной человеку пищей; не причинять же страданий животным она не может потому, что пожирает их.