Больше рецензий

snob

Эксперт

Сноб Лайвлиба

5 мая 2020 г. 10:59

4K

4 Showdown

Есть старый фильм про супругов. Эти ребята разводятся и делят дом. Экс-жена урывками кидает в него фарфор, а былой воздыхатель переезжает на машине её кота. Разумеется, случайно. Но лучше бы он не сдавал назад в этот вечер. И отныне только звон от настенных часов гуляет по коврам, символизируя новый фрагмент и отсчёт. Их роман заканчивается красиво – на стеклянной люстре… В подобных склоках меня всегда удивляла одна вещь – метаморфоза человека.

И если в фильме моя симпатия не искажалась, то здесь её шатало, как матроса на баркасе. Базен нарисовал увлекающий роман-изменение. Тут обновляется всё – образы, контрасты, время и даже фокус повествования. Анатомия одного развода – это надрез ячейки общества 1965 года. Эрве хочется сравнить с кулинаром, который выкатывает на палубу праздничное блюдо. Авторский тесак разрезает торт на мелкие кусочки, а пальцы кока раскидывают их на тарелки с узором из голубых плетений. Последний ломтик улетает усатому мужчине…, и вишенка, словно дама в красной блузке, вынуждена искать смысл на пустом подносе.

К слову, о вишне. Назвать так Алину – это верх лести и заигрывания. Но, на мой взгляд, именно женщина в красной блузке является первостепенным лицом романа. Цикл, который прослеживается в оглавлении из 12-ти названий временных маркеров, начинается с её похождений по судебным лабиринтам. Ровно через семь лет она же его и завершает, в ноябре.

Она тут же взбежала по центральной лестнице, вблизи которой высились четыре гигантские колонны, а меж ними виднелись три слова национального девиза: «Свобода, Равенство, Братство»; войдя в стеклянную дверь, вместо того чтоб повернуть направо, повернула налево — и снова заблудилась {…}, запыхавшись, упала на скамью с химерами.

Я обожаю, когда автор умеет показать персонажа не только в действии. Наблюдать за таким в удовольствие. Хаос, путь, упадок во взгляде женщины маячат в декоре. Благодаря чему возникает двоякая забавная эмоция. В поступках и фразах я видел сварливую и глупую дамочку. Но описание в контексте заставляло меня включать толику сочувствия. Правда, в конечном итоге это не помогло. И как бы я не старался быть объективным и щелкать тумблер мужской солидарности, но на этапе её рукоприкладства чаша моих весов склонилась к супругу.

Подумать только, бросает свою жену, носит свитер ее работы, и шерсть не раздражает ему кожу!

Сама история банальна. Художник, домохозяйка, четверка детей, 18-ть лет брака, развод. Писать про это ещё скучнее, чем говорить. Я могу понять мужа, любовницу, Агату, Розу…, но не понимаю жену. Забавно, как во всех бедах виноваты другие, кроме неё. Да и не сказать, что сварливой она стала только замужем. Алина вспыльчива, ворчлива, категорична и максимально недальновидна. Не понимаю, почему Луи потребовалось пять лет, чтобы уйти к девушке (хотя, догадываюсь). Это, кстати, плюс в сторону Одиль. Ну не каждая любовница даст мужчине 5 лет на развод. Терпеливость здесь, конечно, восторжествовала.

Тут, к слову, в глаза бросается неактуальность эпизода. Одиль впервые видит Алину лишь после судебного процесса. Сам фрагмент шикарен за счёт художественного контраста. Девица смотрит на другую сторону улицы. Асфальт темнеет от дождя. Руки мужчины обнимают её плечики. Она в голубом платье – Алина в красной блузке. Взгляд улетает сквозь стекло… В наше время сложно представить картину, в которой любовница не увидела бы жену за 5 лет на какой-нибудь публичной странице или фотографии. К счастью, книге это не мешает. К тому же Базен так мог подчеркнуть равнодушие одного персонажа к другому. И, признаться, на этой минуте любовница для меня превратилась в самодостаточный приятный образ. То мгновение, в котором флеш молодости бьёт стрит зрелости. Showdown.

— Даже первое счастье бесплатным не бывает, — сказал он. — А когда его ищешь во второй раз, поверь мне, оно всегда недоступно дорого.

Любопытно, что у каждого персонажа свои слабости. Луи поддается на провокации истеричной экс-жены. Одиль слишком меланхолична, ей явно не достаёт огня и ярких юбок. Алина наоборот же только и кидается эмоциональными ядрами, которые замечают все соседские кегли. Где же самый адекватный участник? По иронии им оказывается 13-летняя Роза. Девочка бунтует против материнской пропаганды подобно адепту Кропоткина. И меня не раз удивляло, как Роза в строгой юбочке, прощает маме и папе их интеллектуальную недостаточность, а ведь в этом возрасте особо тяжело закрывать глаза на родительские крайности.

Теперь о форме.
Двенадцать глав вбирают в себя семь лет после развода.
Благодаря чему, я отчётливо видел изменения персонажей. Агата вырастает в сексуальную девушку, Алина стареет, а Одиль становится нежной супругой и матерью. В таких книгах я всегда ощущаю, как жизнь на всех порах несётся подобно тягачу на рельсах. Поколения “особенных” хомо сменяют друг друга. Дети развенчивают авторитеты и грешат копированием родительского мифотворчества. Путь по кругу с ориентиром из подвешенной и засохшей морковки.

В общем, этот роман вырывает из обыденности.
Манера писателя приятна, но немного хаотична. Это явно подходит женщине в красном, нежели девушке в голубом.

Ветка комментариев


И везде червячки ползают. Такие маленькие, противные, пахнут плохо.

Думаю, достаточно будет только мух.)

Ммм? Это про кого?

Про мужчину Агаты. Первоначально нарисовал бородатого. Но на флоте, наверное, с этим проблемы. Пришлось сослаться на усатого.
Только не спрашивай... причем тут флот)

В оригинале роман в честь неё и назван - "Madame Ex" - и без перевода понятно.)

Забавно. Я почему-то совсем не обратил внимание на оригинал. Оно мне нравится больше, кстати.

словила себя на мысли, что начало романа по таким вот штрихам в портрете персонажа выигрывает. Дальше то ли как-то я привыкла, то ли Базен стал больше уделять внимания их мыслям. Тебе так не показалось?

Согласен. Этого потом не хватало.
Но периодически все-таки где-нибудь да встречалось.
Например, вот на этой странице.
В зале уже почти никого не осталось. У металлических перил зевал какой-то старик. Уходящий день отражался в шестидесяти окнах

Обожаю такие штрихи в литературе.)

Что-то у тебя её совсем мало тоже. Ставила, что она тебе куда больше понравится.

Я тебе больше скажу. Ни про одного персонажа я не хотел говорить. Ну кроме Розы.
Что странно. После Грозового Перевала я все это выплеснул. А тут, по истечению истории, все эмоции куда-то ушли.


Оптимист в режиме сохранения энергии?)

Человек в конце выходных.))

Ещё думала, что ты в рецензии упомянешь метаморфозы дома Одиль и Луи.
И в принципе почему-то решила, что ты захочешь сравнить Алинку и голубое платьице

Теперь про Базена.
Я не особо люблю, когда автор вынуждает меня говорить о контрастах. Я их сам хочу искать. Мне так интереснее. Здесь же рассуждать о контрастах тебя словно вынуждают. Как итог - до нелепости скучно об этом говорить, так как из всего подарочного пакета тебе уже достали две конфеты. И положили на стол.

И вот теперь ты сидишь, смотришь на 2 конфеты... и ощущаешь себя не в своей тарелке. Не знаю, как это точнее передать.
Сравнивать НФ и Аглаю мне было интересно. Тут такого не было.

Здесь Алину хочется рассмотреть отдельно от всех людей. Да, сказал бы так.


Думаю, достаточно будет только мух.)

У меня мухи ассоциируются только с убийством и расплатой за них, увы. Клитемнестры и Агамемноны по Сартру сделали своё дело.
Потому червячки.

Про мужчину Агаты.

Так и думала.

Только не спрашивай... причем тут флот)

У тебя вся рецензия на этом построена, сразу подумала, что потому и адаптировал.
Есть конкретная причина, почему рецензия построена на этом? (Спросила иначе :Ъ).

Я почему-то совсем не обратил внимание на оригинал.

А я краем глаза случайно ещё до прочтения наткнулась в чьей-то рецензии.

Обожаю такие штрихи в литературе.)

...
.....
.......
Саша. Ты мне показывал эту цитату. И говорил, что обожаешь такое в литературе.

Что странно. После Грозового Перевала я все это выплеснул. А тут, по истечению истории, все эмоции куда-то ушли.

Сравнил мне тоже.

Человек в конце выходных.))

Не то чтобы это была игра в синонимы, но ладно.)

И вот теперь ты сидишь, смотришь на 2 конфеты... и ощущаешь себя не в своей тарелке. Не знаю, как это точнее передать.

Всё хорошо (потому что понятно стало) передал, спасибо.)
Возможно, поэтому книга по прошествии времени уже просто как-то растворяется, вместе с вызванными эмоциями. Она легкая. Интересно, везде ли Базен такой. Мне мама советовала очень, довольно давно, его трилогию "Змея в кулаке". Присмотрюсь, чуть позже.

Здесь Алину хочется рассмотреть отдельно от всех людей.

Можно было назвать книгу - "Алина и люди".))


У меня мухи ассоциируются только с убийством и расплатой за них, увы.


Про муху есть забавная фраза - Я войду в твое тело как муха и увижу твое тело изнутри
Она меня всегда забавляла.

И жаль, что Сартра я все-таки мало прочитал.

Есть конкретная причина, почему рецензия построена на этом?

Да не знаю. Представилась сразу палуба, сирена и путешествие. Но ключевое, наверное, хаос и "качка".

А я краем глаза случайно ещё до прочтения наткнулась в чьей-то рецензии.

Ты их читаешь до того, как пишешь?

Саша. Ты мне показывал эту цитату. И говорил, что обожаешь такое в литературе.

Так я помню...)

Мне мама советовала очень, довольно давно, его трилогию "Змея в кулаке". Присмотрюсь, чуть позже.

Почитал пару рецензий. Там тоже про семью из трёх частей. Видимо, его конёк.
И такой лёгкий сумбур.
Читаю сейчас Ключи, а там такое спокойствие в форме, что аж отдыхаешь.

Можно было назвать книгу - "Алина и люди".))

Неплохой вариант, мне нравится.)


И жаль, что Сартра я все-таки мало прочитал.

Смысл жалеть, когда при желании это легко исправить?)

Но ключевое, наверное, хаос и "качка".

У тебя морской болезни нет?)

Ты их читаешь до того, как пишешь?

В редких случаях. Тут не он. Написала же, что случайно наткнулась. Не выключила режим "автоматического чтения".

Так я помню...)

Зачем тогда повторился?

Читаю сейчас Ключи, а там такое спокойствие в форме, что аж отдыхаешь.

Радуюсь, что не подключилась. Максимально не хочется спокойствия сейчас. Что тебе отдыхается, радует.


Смысл жалеть, когда при желании это легко исправить?)

Возможно. Настроения бы жадного.)

У тебя морской болезни нет?)

Не пришлось узнать, но подозреваю, что из меня никудышный космонавт.

Зачем тогда повторился?

Подчеркнуть, что лучшим уже поделился.


Радуюсь, что не подключилась. Максимально не хочется спокойствия сейчас. Что тебе отдыхается, радует.

Да. Книга слишком спокойная.. читаешь и выключаешься.)