Больше рецензий

1 мая 2020 г. 06:39

424

5

Про что: продолжение (почти) книги про дуэлянта Ричарда и его долбанутого друга (жизни) Алека ("На острие клинка"), только теперь ГГ - племяшка Алека (Катюха) и прошло 15 лет.

В целом, книга хороша и написана лучше, чем самая первая часть. (Эта книга №3 по дате выхода, но №2 хронологически.)
Мир стал более понятен и прописан, потому что локаций стало больше.
Стало больше героев, истории которых интересно наблюдать (даже волнительно, переживалось за подругу главгероини).
Язык у автора стал ещё лучше, теперь из текста окончательно пропали ветвистые описания. Если описания есть, то теперь они по делу, создают представление о мире.
Характеры персонажей по-прежнему открываются через диалоги (а не читерские POV от третьего лица), что сложнее в плане писательском.
Есть ещё одно изменение, неоднозначное (для меня).
Теперь совсем не похоже на фэнтези, а какой-то исторический (социальный) роман.
Потому что образ мыслей и жизни людей ничем не отличим от оных нашего 18-19 века.
Появилась исторически достоверный сексизм.
Женщина теперь несовместима с мужским платьем или знаниями, ей положено только рожать детей и сидеть дома. Женщин насилуют и избивают в браке т.н. мужья, продают "замуж" родители, лишенная девственности аристократка - "порченный товар" и т.д. Главгероиня, которая носит мужское платье и оружие, воспринимается всеми как какой-то урод с тремя головами. На неё смотрят как на негра в розовом.
Что-то я не помню такого ада в предыдущей версии мира Кушнер.
(В нашем мире такой расклад был навязан, главным образом, авраамическими религиями, которых у Кушенер например, нет. Ммм... Странно.)

Удалось всё, кроме главгероини Кейтрин.

спойлер
Это фиаско, братан.
Она как будто огромная жирная клякса на пол-листа, которая портит всё произведение.
Ричард Сент-Вир, который в прошлом томе казался никаким, по сравнению с ней - просто отличный персонаж.
Абсолютно никакая. Амёба, которая плывёт по течению. Ничем не интересуется. У неё нет мотиваций, и даже внятного мнения своего у неё нет. Всю книгу она лишь делает то, что велят.
Дядя везёт её в город, она едет.
Дядя велит ей носить мужское платье, она неохотно, но носит.
Дядя велит ей тренироваться с оружием, он, опять же неохотно, тренируется. Сначала с одним учителем, потом с другим. Иногда и по чуть-чуть. (Стало наконец-то понятно, что речь идёт таки о рапирах/шпагах. Автор описывает дуэли на рапирах, упорно называя их нейтральным словом "sword".)
Тут даже на возраст не списать, потому что у людей характер, склонности проявляются очень-очень рано.
Если бы это был томбой, который бы с детства лазил по деревьям и играл с мальчиками (потому что томбоями не становятся), то было бы интересно и как-то объяснимо.
Но она САМАЯ обычная девушка, любящая ми-ми-ми и ня-ня-ня, из такой нельзя сделать пацанку (как и наоборот).
Спустя полгода каких-то вялых тренировок, она почему-то понимает, что не хочет обратно к маме, в платье и замуж. Как-то ни с того, ни с сего, и почему-то.
Какой-то внутренней борьбы не было.
Из амёбы, которая не хочет носить мужское платье, она превращается в амёбу, которая хочет его носить.
Отсутствие реалистичных человеческих реакций иногда совсем удивляет. Героине 15 лет, она выросла в обществе, где женское целомудрие - это великая ценность, но когда она сталкивается с развратом, реагирует на него с потрясающим стоическим равнодушием. Зашла к дяде, нашла его обдолбанным в групповухе, как-то не особо удивилась, что-то ему сказала и ушла. (Нахождение рядом с таким дядей, который в норме не помнит, с кого сегодня встал, по идее должно заставлять её регулярно падать в обморок, но нет, она просто отводит глаза и смотрит вдаль.) Зашли с Маркусом в бордель, стали подглядывать в дырочку. Читателя скосило от сцены, Маркус блюёт, героиня с покерфейсом: "Ну да, час на такое смотреть меня не хватит."
Из-за отсутствия эмоций с её стороны, интимная сцена в конце осталась для меня загадкой. Что произошло? Покатались голые по ковру? Что-то ещё было? Партнер эякулировал, понятно. А ты как-то участвовала в этом?
Это было то, что мы подумали, или просто катание по ковру голышом там в моде? Абсолютно никаких эмоций со стороны героини, как будто там её и не было.
Единственный эпизод, который показывал, что героиня физически человек, это момент с её неожиданным возбуждением, когда она увидела целующихся женщин. Наконец-то похоже на правду (личный опыт автора?), но очень выбивается из общей картины жизнеописаний этого камня.
Как героине удалось победить пару взрослых мужиков, тренируясь тыкать шпагой (но не отжиматься, например) несколько месяцев "на отвали", я не знаю. Видимо, лишь за счёт того, что её недооценивали, ибо что никаких способностей (типа врождённой ловкости) у неё не наблюдалось. Эээ... Ну а дальше-то как, когда появятся нормальные оппоненты?
И вообще подготовка героини для тех целей, который как бы имелись у дяди, должна была включать нагрузку раз в 10 больше, вообще во всех областях знаний и умений. Героиня же днями напролёт болтается как то самое в проруби.
свернуть

Остальные персонажи понятно прописаны, хотя и немного типажные. Дорогая и шикарная актриса, благородных кровей недалёкая подруга, преданный и верный слуга, озабоченный деньгами и влиянием злодей... Очень понятные типажи.
Ричард и Алек (теперь второстепенные персонажи) на их фоне выглядят интересней, потому что непонятные.
Хотя в целом, они стали понятнее, чем в первой части, где они были мне непонятны совсем.

спойлер
Теперь стало понятно, что у Алека кошмарный характер, а у Ричарда - невероятное (но не безграничное) терпение и он заслуживает памятника из золота, усыпанного бриллиантами (на постаменте из платины).
(Не, ну оцените:

"...I’m dead, and everyone else is a ghost. I sleep with everyone I can find—I plunge myself into flesh like buckets of cream, and I am always starving. My mouth is open, but nothing gets in. You are the only one that’s real. How do you do that, Richard? If you killed me, would I be real, too?”

“If I really killed you, you would be really dead. Please don’t start that.”

...и так 15 лет.
Пожалуй, я безгранично уважаю этого человека.)

И что беда может прийти, откуда не ждали. Но всё равно, если людей больше одного, они найдут, как измучить друг друга и без помощи извне.

свернуть

Парочка эта мне понравилась. По-взрослому, убедительно, без соплей, клятв в вечной любви и верности, и смс. Без счастливого финала тоже. (Спойлер третьей(второй?) книги и рассказов.)

Ещё развязка как-то притянута за уши, но это мелочи.

UPD: Книгу можно читать, игнорируя остальные, она весьма самостоятельна. В случае необходимости понимания бэкграунда дяди главгероини (вместо первой книги) можно прочитать рассказ "The Duke of Riverside". (Он есть в сети.)