Больше рецензий

28 апреля 2020 г. 11:42

1K

4.5

История циклична. В том числе и история религиозной жизни человечества. Пророки приходят и уходят, на короткое время меняя привычный уклад жизни. Подобно порывам ветра, периодически волнующим спокойную гладь затхлого пруда, пророки будоражили умы обывателей, но коренным образом ничего не меняли. В долгосрочной перспективе. На краткой дистанции – да, но от силы на одно-два поколения жителей улицы, а потом память о них оставалась только в песнях и преданиях. Да, я сейчас о книге, но, согласитесь, что-то похожее на историю человечества в этом есть. Власть имущие и их репрессивный аппарат видят в пророках угрозу своему положению и благополучию, даже когда те открыто не покушаются на их власть, и ставят целью уничтожить возмутителей спокойствия или хотя бы привлечь их себе на службу, дабы и дальше процветать. При этом они, управляющие, ясно осознают, что простым людом они ненавидимы, а надсмотрщики, разбойники и вымогатели по своей сути, их единственная опора и защита. Прародитель живет в затворничестве в своем Большом Доме и давно перестал показываться на людях. Он ушел от дел, но завещал (не самое уместное слово, но что-то ничего другого мне на ум не приходит) свое имущество всем своим потомкам. Но доход с него получает только управляющий, который по вполне понятным причинам делится его толикой с надсмотрщиками. А остальные жители улицы? Ну, видимо, им хватает того, что им завидуют жители других улиц. Ну еще бы, это же их улица породила таких героев как Габаль, Рифаа и Касем. Что, эти имена вам ничего не говорят? Ниже даны подсказки, но там же сплошные спойлеры, так что сами решайте.

спойлер

Габаль. Первый из великих сынов улицы. Усыновленный семьей управляющего Габаль живет без забот, но, видя притеснения, которые испытывает его родня, устраивает характерный для подростков бунт (на самом деле, нет, возраст тут ни при чем). Убив надсмотрщика, он спасается бегством и покидает улицу. Он становится первым (и последним) из героев, с кем встречается Праотец (не помню, чтобы он из кустов вещал). Возвратившись, он сплачивает свой сирый и убогий род и заявляет о правах всех людей на имущество Праотца. А еще при этом повсюду на улице в домах заводятся змеи (не жабы, конечно, и не саранча, но все же). Узнали? Я вот без помощи не обошелся. Это посложнее, чем опознать в Адхаме ветхозаветного Адама.

Рифаа. Сын плотника. Сам учится быть плотником, но ему это не по нраву. Он хочет изгонять бесов, желает спасти всех жителей улицы, в том числе и управляющего. Управляющий не хочет быть спасенным, так что Рифаа убивают. С ним Праотец лично не встречался, но разговаривал, а после гибели Рифаа, по слухам, забрал к себе его тело. Ну, тут ничего сложного, аллегория легко узнается.

Касем. В раннем возрасте осиротевший, он воспитывается в семье дяди. Очень дружен со своим двоюродным братом, который ему помогает и защищает его. В ранние годы его работа связана с животными. Женится на богатой вдове. Встречается с посланником Праотца. Ведет активную работу по привлечению на свою сторону единомышленников, с которыми позднее уходит в горы, откуда ведет войну с надсмотрщиками родной улицы. Думаю, хватит, чтобы узнать и этого пророка.

Арафа. О нем я не упоминал выше, так что считайте это бонусом. Волшебник. Впервые появляется на улице уже взрослым. Его мать родилась здесь, а личность его отца никому не ведома. Активно воюет с надсмотрщиками, убивает их, а заодно, случайно становится причиной смерти Праотца. Вынужденно идет на службу к управляющему, но мечтает заменить Праотца. Убит, когда решает сбежать от управляющего, но его дело не умирает с ним. Вот тут я своим умом не определил личность Арафы. Оказалось, что это даже не человек, а аллегория науки. Ну что ж, вполне логично.

свернуть

Прочитав некоторые рецензии, я понял, что я еще не так слабо разбираюсь в разных религиозных притчах и историях авраамических религий. Была бы это книга интересна тому, кто совершенно ничего в них не смыслит? Думаю, да. Идеи, которые я вычленил в ней (и которые вы уже могли прочитать в данном текстике), легко переносятся на реалии практически любого государства в любой период времени. Более чем уверен, что я не видел большей части аллегорий, так что если вы обладаете серьезными познаниям в иудаизме, христианстве и исламе, то вам может быть любопытно поискать их в тексте.