Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

27 апреля 2020 г. 09:55

611

4

Если вы соскучились по "Унесенным ветром", то вам сюда. Конечно, "Великолепным Эмберсонам" до шедевра Маргарет Митчелл как пешком до неба, но определенное сходство есть. Во-первых, обе книги в свое время получили престижнейшую Пулитцеровскую премию, что по крайней мере обещает хороший язык. Во-вторых, темой романа Бута Таркингтона также является смена определенной эпохи, в данном случае, экономической, политика здесь не затрагивается. Ну и наконец главный герой Таркингтона, молодой отпрыск богатого и уважаемого семейства Джордж Эмберсон Майнафер, очень напоминает Скарлетт О'Хара. Серьезно, эти двое - астральные близнецы. А если учесть, что "Унесенные ветром" вышли через 18 лет после "Великолепных Эмберсонов", а Бут Таркингтон был одним из самых популярных американских писателей своего времени, то не у него ли черпала Митчелл свое вдохновение, пусть и частично? Как бы то ни было, ее произведение получилось гораздо более удачным. Но это вовсе не означает, что не стоит знакомиться с Эмберсонами. Даже если вас не слишком интересует история американской литературы, здесь есть что почитать.

Итак, Эмберсоны. Богатейшая семья города Мидлэнда (вымышленного), штат Индиана. Типичная американская аристократия рубежа 19 и 20 веков. Огромный дом, конюшня, целый штат прислуги и шампанское, льющееся рекой по любому случаю. Бесконечные балы, умопомрачительные туалеты для дам, элегантные мужские смокинги и цилиндры, сигары в библиотеке, идеально подстриженные лужайки. А в основе всего "старые" деньги. Эмберсоны привыкли пользоваться ими по своему усмотрению, совершенно не интересуясь, откуда деньги и сколько их еще осталось. Мы встречаемся с Эмберсонами на самом пике их великолепия. Глава семьи Майор Эмберсон выдаёт свою дочь, красавицу Изабель и дарит ей новый роскошный дом. Жених Изабель, Уилбур Майнафер, в высшей степени разумный и практичный молодой человек, тоже весьма обеспеченный. Сердце Изабель принадлежит другому, но глупая размолвка толкает девушку на необдуманный шаг. Вскоре в этом браке рождается мальчик, Джордж Майнафер Эмберсон, наследник огромного состояния и своего рода "маленький принц". Замашки у него поистине королевские, с самого детства Джордж ни в чем не знает отказа. Естественно, что из такого маленького чудовища вырастает чудовище побольше. И дело не в том, что Джордж плохой жестокий человек, вовсе нет. Откровенных пороков у него нет, просто залюбленный мамой и всей семьей ребенок вырос в жуткого эгоиста. И этот эгоизм наряду с непоколебимой уверенностью в собственной правоте попортят немало крови и ему, и всем окружающим.

В общем и целом, книга мне понравилась. Благодаря небольшому объему повествование довольно динамично. Оно охватывает период примерно в 30 лет, и за это время много изменений происходит как в самом семействе Эмберсонов, так и во всем городе Мидлэнде. История семьи на фоне истории города и даже страны в целом делает повествование ко всему прочему еще и многоплановым. Перед нами разворачивается сначала одна, камерная, драма, в которой на передний план выходят взаимоотношения Эмберсонов и их отношения с другими людьми. Это в первую очередь любовная история. Но сквозь личные переживания проступают события поважнее: полная и окончательная победа индустриализации, возникновение новых социальных классов, урбанизация общества, серьезные экономические перемены. В образе главного героя эти две истории встречаются и переплетаются, порождая третью, экзистенциальную. Да, ей уделено не так уж много места по сравнению с любовной и экономической линиями, но этого менее пронзительной она не становится. Смена парадигм, а происходит именно она, всегда порождает множество вопросов о смысле бытия. И если для старого Майора Эмберсона такие вопросы вполне естественны, то появление их у младшего Эмберсона свидетельствует как раз о крахе цивилизации и о сложности, а порой и невозможности приспособиться к новому миру, возникающему на обломках старого. И здесь опять хочется провести параллель с "Унесенными ветром". Под конец Джордж становится больше похожим не на Скарлетт, а на Эшли. Он такой же обломок цивилизационного кораблекрушения, так же родился сильно позже своего времени. Но есть все-таки в нем нечто свое, не скарлеттовское и не эшлиевское, та черта характера, которая заставляет его шевелиться и не слабо так шевелиться, но не ради себя, а ради другого человека. Именно это событие, поворотное и ключевое, на мой взгляд, в романе, делает из "маленького принца" человека и меняет отношение к нему читателя и других персонажей книги.

К минусам "Великолепных Эмберсонов" я бы отнесла их невероятную сентиментальность. Если в первой половине эта сентиментальность скрашивалась ироническими репликами Люси и Юджина Морганов, просто глотков свежего воздуха в затхлости эмберсоновского великолепия, то ближе к финалу бал правит душещипательность. Все эти мистические совпадения, слезливые встречи, полные раскаяния монологи в ночи приводят к тому, что в довольно неплохом романе появляется нотка заурядности, которая в итоге и помешала ему войти в золотой фонд американской литературы невзирая ни на какие премии. Очень жаль.

Комментарии


Интересное сравнение с Унесенными ветром, соглашусь, что общее точно есть. А как тебе отношения мамы и сына, как думаешь она жертва сына или "что посадил, то и выросло"?


Я считаю, она сама его так воспитала. Помнишь эпизод со священником, которому нахамил Джорджи. Нормальный родитель дал бы ребенку подзатыльник и оставил без сладкого, образно говоря. Она же дала ему зеленый свет на любые закидоны. Но все это конечно наложилось на характер, а характер у него был, иначе он бы не выжил после разорения, не устроился на химзавод и тэ дэ.


Я вот тоже считаю, что она сама. И главное, по моему, в том решении это была её опять воля -согласиться с сыном или настоять на своем


Но больше всего меня взбесило, когда она ему уступила в ситуации с Юджином. Одно дело простить милого мальчугана за шалость (хотя имхо, это была не шалость, а хамство), и другое - пойти на поводу у великовозрастного бездельника в отношение личной жизни. А если еще вспомнить, почему она изначально рассталась с Юджином, будет видно, что Изабель была, кхм, не слишком умной. Мне ее персонаж вообще не нравился, та же Фанни гораздо живее и симпатичнее.