Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 января 2012 г. 21:30

2K

5

Слова шокируют не ум, а глаза читателя.
(''По поводу романа ‘’Любовник леди Чаттерли’’ Д.Г.Лоуренс)

Вот уж действительно: красота в глазах смотрящего. Очень сильный и очень честный роман. Не о похоти, не о разврате и не об измене, а о мужчине и женщине, о том, как важно чувствовать и понимать своё тело. Сколько раз нам внушали, как важно духовное единение и только оно является залогом счастливой семейной жизни и больше ничего. Однако никто не рассказывал нам о том, что существует ещё и духовное насилие, порабощение одного человека другим, что существует супружеский вампиризм, когда мужское начало парализовано, когда разговоры в браке крутятся исключительно вокруг ‘’умных’’ разговоров двух абсолютно далеких друг для друга людей – это крах и катастрофа, потому что женщина начинает ‘’засыхать’’, увядать. Женщине необходимо быть желанной, быть матерью (да-да-да, знаю сейчас со мной придут спорить, что не в детях женское счастье, но уверяю вас, физиологию и природу никакому уму и интеллекту не обмануть – тело само знает). Мужчина и женщина должны совпадать друг с другом как самый идеальный пазл, во всех отношениях: они должны чувствовать друг друга. Конни оказалась в ловушке ''стерильного'' брака во всех смыслах: и в духовном, и в физическом. А Рагби и шахтерский городок стали мучительной тюрьмой.

Лоуренс неоднократно высказывался за возвращение к античным канонам восприятия тела, то есть не табуировать ни слова ни понятия о сексе, чувственности, теле; но, тем не менее, Лоуренс пишет не о разнузданности желаний: захотел – позанимался сексом с кем попало, не захотел – воздерживайся. Безусловно, этим искушенного современного читателя не удивишь, не то, что проснувшееся от викторианства английское общество, но Лоуренс-то не только об этом, он всячески осуждает и разнузданность ‘’джазового века’’, когда всё дозволено и связи становятся все необременительнее и необременительнее, ну как поженились, так и развелись - ничего страшного. Все теряют свое лицо: и аристократы и шахтеры, разница лишь в аппетитах и возможностях. Всё дальше и дальше разрыв между человеком и природой, не случайно Лоуренс словно в двух мирах заставляет жить Конни: мир поместья Рагби, шахтерский городок с его вечной пылью и озлобленными усталыми шахтерами, и в противоположность акварельно-пасторальная красота леса, где она и нашла себя. Два мира: промышленный и постепенно сдающий свои позиции чистый и честный мир природы…Аристократка Конни нашла себя в другом мире, том, что без прикрас. Научилась раскрываться перед любимым и душой и телом, то есть научилась принадлежать мужчине. Лоуренс пишет о том, что супружество необходимо и важно, но мужчина и женщина не должны стеснять друг друга, они должны понимать желания друг друга, уметь открываться друг другу во всех смыслах.

История Конни, это история молодой женщины, открывшей для себя чувственность, мужчину, научившейся любить и себя и того, кто ей подарил себя. От чувственности к пониманию этого странного, так непохожего на всех мужчину с его особой философией, тонким пониманием окружающего мира и самой Конни. Человека, странного человека, которому оказались не нужны ни армейские почести, ни возможность разбогатеть, а оказалось важным только одно: Мы живем наполовину, чувствуем наполовину. Пора проснуться, черпать жизнь полной мерой. Мы должны быть нежнее, тоньше. Это наша первостепенная нужда. Человек, который умел понимать дар сопричастности, человек, которого от всех остальных отличала: смелость чувств.

Очень сильный роман не только об отношениях между мужчиной и женщиной, но и об истории Англии - например, о взаимоотношении шахтеров и их работодателей.

Ветка комментариев


ах какую рецензию написали) очень сильно, спасибо!
как же теперь не прочитать-то...интересно, каким же должен быть мужчина, чтобы вот ТАК (как вы описываете) открыть женщину


Спасибо! Роман на самом деле очень сильный. Отношениям мужчины и женщины, возвращении к природе Лоуренс посвятил всю свою жизнь, пытаясь понять. Как мне кажется понял...