Больше рецензий

ElenaKapitokhina

Эксперт

Перечип не эксперт, Перечип — птица.

24 апреля 2020 г. 21:32

526

5

Всю свою добрую первую половину роман ужасно напоминал эдакую литературную иллюстрацию к теории заговоров. По сборищу нелепостей он уступает разве что фантазии Воннегута, но как и Воннегутовы произведения, здесь у Саймака фантастика социальная. Можно даже сказать, остросоциальная. Но прежде Воннегута этот роман сассоциировался у меня с "Домом в тысячу этажей", отдельные описания из которого я до сих пор не могу забыть. Ибо если Воннегут больше ударен в сторону экологии, то сумятица, происходящая тут и там, целиком и полностью завязана на денежной системе со всеми вытекающими. Забавнее всего было читать, как герой абсолютно все явления окружающего мира и происходящих событий сравнивает с различными событиями или свойствами биржевого мира.

Да и само произведение начинается с того, что закрытие универмага означает крах всего города. Вы можете представить себе, чтобы символом какого-либо европейского города был универмаг? Это невозможно. Библиотека, университет, церковь, в конце концов, но не магазин, не оплот товаро-денежных отношений. Такое бывает только в Америке, где отсутствие культурных центров может быть исторически обосновано, а универмаг может действительно уходить корнями глубже в историю, чем любая библиотека.
Обосновывая книжку в ШВ с помощью того довода, что автор обличает социальные проблемы, я даже не предполагал, насколько резко он действительно их обличает. Нет, конечно, возможен вариант и что "он не хотел, да так вышло" - в любом случае сатира получилась знатная.

Возмутило меня одно лишь рассуждение гг, о том, что "никто ведь ему не поверит", когда ему уже верит его девушка. То есть как бы он её то ли со счетов сбрасывает, то ли всерьёз не принимает. Хотя по сути, заявляя так, он неправ, и сам себе не позволяет чувствовать себя спокойнее, когда мог бы.
Занятно было читать про работу в редакции газеты - когда я всю жизнь почти вплотную постоянно с этим соприкасаюсь, и встречая на страницах или в фильмах описания подобного бардака, радуюсь, как при встрече со старым знакомым. Если, конечно, автор не допускает очевидных нелепостей, но, слава Саймаку, его редакция вполне себе реальна и осязаема.

Кегельные шары, говорящие псы и прочие подробности вымышленных миров, конечно же, всего лишь декорации для социальной повести. Честно сказать, не ждал от Саймака этого жанра, но и не разочарован.

Спасибо Rita389 за совместное чтение, обсуждение и вообще пинок наконец-то это прочитать.
Школьная вселенная, анархоптах ест, не переставая.