Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2020 г. 09:29

4K

4 Прокляты и убиты

Пунические войны были войнами богов. Как и любые большие войны вообще. Люди там просто пешки. Или даже шашки, которые вообще не понимают, что идет чужая игра, и думают, что сами прутся в дамки наперекор стихиям.

В.О. Пелевин, "И.Л.К.", 2019

Книга с благородными намерениями, но с неочевидным результатом. И неочевидность эта следует не из посыла, не из попытки взглянуть на конфликт Рима с Карфагеном со стороны последнего, а из самого формата научно-популярного издания.

Если задуматься, чтобы сделать внятный исторический науч-поп, автор должен принести себя в жертву. Он должен перелопатить всю или почти всю имеющуюся литературу по вопросу, вникнуть в цеховые интриги, понять умолчания, выявить смены парадигм (которых в одном XX веке было несколько), осознать свои предубеждения, понять, что то, о чем он собрался писать, абсолютно непознаваемо и недоказуемо, а потом преодолеть себя и все же написать в легком стиле, не впадая в развлекаловку и не сваливаясь в занудство. Задача трудная, потому внятный исторический науч-поп не существует (крайне редкие исключения сами знаете что делают с правилом). Те, кто хочет серьезно писать об истории, пишут академические тома (усилий почти столько же, но хотя бы есть академические заслуги), те, кто хочет дешевого эффекта – фолк-хистори.

Поэтому намерение сделать такую книгу по истории Карфагена нельзя не приветствовать. Но потом начинаются легкие неприятности, от которых часто становится неловко. И в первую очередь речь об источниках. Это хорошие, уважаемые источники, однако они уже сильно покрылись пылью. 1948, 1962, 1985. Кто сказал, что это плохо? Нет, но только в том случае, если потом пойдут источники современные, ибо за последние десятилетия археология сделала гигантские шаги вперед, поборов некоторый пессимизм, царивший в исследованиях Древнего мира, и показав, что наша база источников будет расширяться. Новые книги, увы, в основном западные, ибо наше с вами участие в исследовании Древнего мира и так не было решающим, а после распада СССР почти совсем окуклилось. Книги западные и непереведенные, по большому счету. Таких источников я в книге не увидел.

Некоторого пессимизма мне добавило и странное, совершенно не привязанное к самой книге предисловие, смотревшееся в книге предельно инородно.

Но, принимая все вышесказанное во внимание, все же стоит сказать, что авторы молодцы. Чем дальше они уходили от начала времен, тем меньше они отвлекались, нарратив становился все более связанным, язык становился легче и веселее (и его не сильно портит даже вкрапление интернет-лексики). К концу книги (ко временам Александра Македонского) авторы разошлись, и читать стало увлекательно. Даже хотелось подумать, что части книги писались в заметно разное время, и последние писались авторами, когда они благодаря самообразованию (если верить ремарке в книге) поднаторели в предмете своего исследования.

Сам посыл, ракурс книги – от Карфагена в мир - не мог не напомнить сравнительно известную книгу Кирилла Еськова «Последний кольценосец» , в которой та самая история Толкиена рассказывается навыворот, от лица честных, милых и оболганных орков. Вот и карфагеняне были оболганы римлянами, а на самом-то деле были не хуже других, ну, может, чуть похуже.

Интереснее всего было читать про Ассирию и Финикию (как тут не вспомнить, что часть упоминаемых в книге рельефов я относительно недавно видел в Эрмитаже своими глазами), а также про отношения Карфагена к Тиру, к городу, от которого карфагенская цивилизация отпочковалась. Ну и про Александра, захотелось сразу «Таис Афинскую» перечитать.

Авторы бегло проносятся почти по всей истории Древнего мира. Меня опять удивило то, какими многочисленными они были, эти древние (и, что то же самое, каким глубоким затем был коллапс Средних веков). Та численность колонистов, войск, населения городов, что воспринимаются древними авторами как обычные, снова были достигнуты человечеством за пределами Китая лишь к XVIII, а кое-где и к XIX веку.

Как я уже сказал, впечатления смешанные. При безусловно выигрышной теме исполнение оставляет желать лучшего. Но я попробую дать авторам второй шанс, благо еще одну их книгу я уже купил.

Ветка комментариев


Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.


Горящие книги хорошо освещают путь - ты сможешь идти дорогой добра даже ночью.


Да-да, "Всем, кто ночью плыть не могут, освещай огнем дорогу".