Больше рецензий

yrimono

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 января 2012 г. 00:08

784

4

Зевс извергает громы,
Висит на скале Прометей,
Руду пожирают гномы,
А люди жуют людей.
Титаны куют железо,
Драконы воруют детей.
Ждать перемен бесполезно
Люди жуют людей.

(c) гр."Ляпис Трубецкой", 2011 г.




Обычно после прочтения очередного пелевинского творения, можно на некоторое время "подвиснуть", размышляя над вопросом "о чём эта книга?". Но если говорить о "снафе", то про него довольно много понимаешь сходу (как говорится, не отходя от кассы). Уверен, что обязательно найдутся те, кто назовёт эту простоту для восприятия - недостатком, признаком низкопробности и ширпотреба. Да, удобочитаемый текст, несомненно способен привлечь более широкую аудиторию, что может и не плохо, вполне возможно, не только по коммерческим соображениям (оставляю это на суд читателя). На мой взгляд, кажущаяся простота - это результат качественно выполненной писательской работы, а если вдумчиво читать, то обилие перекрёстных ссылок, двусмысленных намёков и "пасхальных" смыслов - не даст "заклевать носом".

Итак, что же за произведение преподнёс нам Виктор Олегович под занавес 2011-го года? С одной стороны - это своеобразная фантастика о нашем отдалённом, а может и не очень, будущем; утопия, хотя многие наверняка не согласятся и скажут, что скорее - это антиутопия, поскольку утопией обычно называют рассказ о светлом будущем, а здесь со "светлостью", как бы это сказать помягче, не густо. С другой стороны - это сатирическая, если не сказать стёбная, пародия на сегодняшнее постсоветское общество: параллелизм и аллюзии зашкаливают. Так что можно сказать, что это очень актуальная, злободневная и весьма неглупая книга-рассуждение о сегодняшнем дне; при том, что автор, оставаясь верен себе и своим метафизическим идеалам, продолжает культивировать взгляд на жизнь с позиции незыблемой вечности и высшего Я, или наоборот, НЕ-Я (напоминая заодно нам, если мы вдруг в суете позабыли про всё кроме суеты, что кроме неё есть что-то ещё). Ещё этот роман о любви и отношениях между мужчинами и женщинами (и всех прочих отношениях между кем-то или чем-то), о сексуальных и прочих пристрастиях, о войне, массмедиях, информационных и новостных технологиях, а главное - о нашем месте во всём этом, с позволения сказать, мире.

Дальше...


Может быть и не всё, но большую часть текстов, вы, скорее всего, ухватите без предварительной подготовки на курсах современной политологии и истории религий народов мира - особенно, если уже читали у ПВО что-нибудь ранее. Но мне кажется, чтобы наиболее полно понять и принять "S. N. U. F. F.", надо не только "быть в пелевинской теме" и иметь представление о чём он обычно пишет, какие вопросы склонен поднимать, что он исповедует и по поводу чего, как правило, иронизирует - нужно ещё быть в курсе происходящего на территориях бывшего Советского союза, в первую очередь - в России, Украине, Белоруссии, а может и в прочих бывших республиках СССР. Следует хотя бы слегка ориентироваться в экономической, политической, медиаинформационной ситуации в вышеоговоренных государствах. Другими словами, надо быть в теме - причём во многих отношениях. К культурному и информационному контексту, можно отнести довольно многое, например, кино. Это фильмы: "Брат" и "Брат-2", знаменитый суперблокбастер "Матрица" (думается, включая все её части). Это кинотрилогия "Властелин колец" - как обычная, так и в "смешном" переводе Гоблина от студии "Божья искра". В конце концов - это недавно посмотренный мною английский сериал "Чёрное зеркало" (есть там отдельные моменты и идеи, пересекающиеся с таковыми во "снафе"). Это книги: Сорокинское "Голубое сало", а также "троица апокалипсиса" самых известных антиутопий мира (Замятин, Оруэлл, Хаксли). И многое, многое другое - всё то, что составляет наш уникальный информационный багаж.

Вернёмся к нашим баранам. Итак, "снаф" - это антиутопия, роман-предупреждение о том, что нынешняя ситуация в мире может закончиться, мягко говоря, не очень хорошо. Экономическая нестабильность целых регионов, расслоение общества, войны, финансовые кризисы на фоне растущих расходов на интертеймент - всё это кирпичики, которыми может быть вымощена дорога в ад, из-за чего мир может погибнуть или быть ввергнут в страшные катастрофы... Уже сейчас - деньги являются мерилом практически всего, а телевидение и Интернет - формируют общественное мнение, а следовательно, косвенно влияют на реальность. Что же будет через 10 лет или через век (если, конечно, обещанного конца света не будет)?

Внимание, далее куча спойлеров, просьба не читавшим книгу - дальше не читать, прочитайте только вывод в конце!

Повествование ведётся от лица характерного представителя того мира, с которым знакомит нас автор: главный герой - оператор-новостник и боевой пилот в одном флаконе. С его слов мы узнаем, что на земле произошла катастрофа и всё, что осталось - это летающий офшар Бизантиум (англ. Византия), населённый людьми и Orkland/Уркаина - страна орков. Люди, как бы, хорошие, имеют "продвинутый" государственный строй, называемый забавным словечком демократура. На мой взгляд, Бизантиум - это карикатура на Западное общество, а точнее, Западноевропейское с их толерантностью и прочими вещами, которые, автор, смеху ради, доводит до абсурда: наиболее влиятельными в обществе являются сексуальные меньшинства, извращенцы и феминистки (окрепшие в своё время в борьбе за свои права); а борьба с педофилией привела к тому, что совершеннолетие "взлетело" до 46-тилетней отметки, что привело к тому, что люди элементарно не могут размножаться и им приходится усыновлять и удочерять детей орков... Официальной религией этого странного общества - является культ Маниту Антихриста, а наивысшими ценностями, считающимися одновременно чистыми проявлениями Бога на земле - считаются деньги и компьютеры/телевизоры (называется всё это одинаково - маниту, т.е. Бог - это Маниту, деньги - маниту, ТВ - смотрят на экране маниту, интернет - на маниту). Общество людей представляется нам высокотехнологичным, но где всё крутиться вокруг информационных и массмедиа-технологий. В частности у главного героя в собственности фигурирует взятая в кредит девушка-биоробот, сура. Но о ней отдельно.
Теперь про орков. Уркаина - это не Украина, как может показаться на первый взгляд. Как я писал выше - это то, что осталось от стран СНГ. В этом будущем, видимо, России, как таковой просто не осталось (развалилась), впрочем и других стран больше нет. Государство орков - предстаёт нам "плохим", там тирания, бедность, алкоголизм и прочее. Их общество - это чуть ли не средневековый феодализм. Первоначально может показаться, что мир людей и мир орков находятся в противостоянии, хотя двусмысленность многих вещей, практически сразу даёт нам затравку на то, что это не так. На самом деле, люди и орки (хотя тут корректнее говорить о руководящей верхушке орков) живут в своеобразном симбиозе - примерно раз в год, устраивается война между орками и людьми, которая, как это ни парадоксально, служит залогом стабильности и для орков и для людей. Оркскому руководству - это позволяет занять народ постоянной подготовкой к войне, а люди раз в год имеют возможность снять снаффы о войне - это кино и новости одновременно, на это у них всё завязано экономически и идеологически. В общем, смысл этой войны - практически, как у Оруэла в "1984", в особенности, для орков. Описание войны - вызывает не самые приятные ощущения. Что правдоподобно. Да, а за примерное поведение высокопоставленных орков селят в Лондоне, хотя на поверку - это оказывается просто трансляцией заоконного вида на маниту). Ещё одной параллелью с Оруэллом можно назвать местный новояз, разнообразные слова-мутанты и, главное, старые слова с новым смыслом. Так, "кручина" - крутящаяся ручка на пульте, а не грусть-тоска, как вы могли подумать. Углубляться в языковые эксперименты автора не буду, коллеги по цеху уже всё об этом написали.

Стало быть, одна из тем книги - социальная антиутопическая фантастика с элементами злободневной сатиры, касательно дня сегодняшнего. Вторая тема, о которой стоит упомянуть - это "о тайнах женского сердца" и женской психологии. Тут Пелевин продолжает начатый ещё в "Чапаеве и Пустоте" разговор про женщин, если кто не помнит, то Пётр Пустота обидевшись на холодность Анны, рассказывал ей углублённый смысл выражения "все бабы - суки". Для продолжения этого разговора и более "глубокого анализа" женского поведения, кажущегося неадекватным для особей мужского пола, автор использует суру, принадлежащую главному герою. Он из тех, кто "любит погорячее" или, как в анекдоте, "в гамаке и в скафандре" - поэтому настроил свою суру на максимальное сучество и, одновременно с этим, максимальную духовность. Последствия у этого были, скажем так, не очень, хотя я бы не утверждал со всей категоричностью, что всё закончилось наихудшим образом. Теперь о женском поведении. Я понимаю, что многим девушкам и женщинам не понравится то, что написал автор, но, уверен, многие мужчины хлопнут себя по коленке и воскликнут, вот так Пелевин, вот так, сукин сын - всё так! Возражения принимаются, но хотелось бы адеквата (в первую очередь понимания иронии).

Ну, всё заканчиваю. Хотя мог бы ещё кучу всего написать, но надо и совесть иметь! Итак уже, наверное, никто читать не станет. Хотел добавить цитат, но увидел, что почти всё уже добавили, поэтому ограничился тем, что плюсанул (только 1 цитатку добавил).

Итого. Пожалуй, самый жесткий у автора, но, как всегда, чрезвычайно своевременный роман. И сам Пелевин - это несомненно наиболее интересный современный русскоязычный автор, который, как никто другой, умеет анализировать происходящее в настоящем времени - не впадая в субъективную конкретику, а путём целенаправленных художественных построений и сюжетных мистификаций - остаётся практически полностью в мистической отстранённости к происходящему, чего предлагает сделать и нам, но по отношению к собственной жизни и миру, в котором мы живём, со всеми его политиками, экономиками, деньгами, религиями и отношениями. С точки зрения Бесконечности - всё это не важнее полёта бабочки над цветком.

P.S.: спасибо, дядя Витя и творческих тебе узбеков успехов!
Всем, кто осилил этот текстовый айсберг, земной поклон!

Ветка комментариев


спасибо ))
в это решение я вложила баланс своих "нравится","не нравится" и мировоззренческого любопытсва;