Больше рецензий

23 апреля 2020 г. 16:04

401

4 Сам себе режиссер - Сталин

Идея написать эту книгу зародилась у Марии Белодубровской (киновед, преподаватель факультета визуальных искусств Висконсинского университета в Мадисоне) десять лет назад в кинозале ВГИКа, когда она смотрела запрещенную при Сталине картину А. М. Ро-
ома «Строгий юноша» (1936). Фильм опровергал все, что автор на тот момент знала о кино сталинской эпохи (да что мы о нем собственно, знаем?). Чтобы понять, как такой совершенно несталинский фильм мог появиться в тот период, Мария приступила к этой работе.
Эта информация была в конце книги и «Строгого юношу» я посмотрела, уже начитавшись о сталинских вмешательствах в индустрию. У вас же есть выбор.

Как это сделано:
Бо́льшая часть исследования основана на опубликованных 15 и неопубликованных архивных источниках. После каждой главы есть выводы.

Внезапно:
В 1927 г. в Политическом отчете Центрального комитета на XV съезде партии Сталин вспомнил об идее Троцкого заменить водку на «такие источники дохода, как радио и кино».

История, которой не могу не поделиться:
Летом 1935 г. Сталин отправил группу работников кино перенимать опыт развитых кинематографий Европы и Америки. Бо́льшая часть командировки прошла в Голливуде.
Результатом поездки стал проект индустриализации советской кинопромышленности по американскому образцу и строительства на юге России Советского Голливуда.
Поначалу Сталин одобрил проект.
Потом подумал и решил, что обращаться к американской модели унизительно.
В 1937 г. всех работников кино, что ездили в командировку набираться опыта – … ? Правильно. Расстреляли.

Офф: Один знакомый писатель, восхваляя классику 19 века, говорил, что проза тех лет очень кинематографична. Поэтому ее так много экранизировали в 20 веке. Теперь мне кажется, что снимать по литературе 19 века просто было безопаснее.

В общем:
Книга больше похожа на грамотную методичку для киношников.
Обстановка сталинской эпохи, многоуровневая цензура, кадровая политика, война писателей и редакторов. Но что стало открытием для меня в этой книге, главная причина малокартинья той эпохи не в дефиците пленки и не в страхе зачистки...
Ответ в книге, разумеется.

Комментарии


Понятно, что Голливуд был и будет ориентирован на рынок, т.е. на прибыль. Настолько, что 34 выпускаемых картин ориентированы на подростков. Какой смысл вообще сравнивать кислятину с марочным вином? Можно добавить еще Болливуд или китайское кино