Больше рецензий

16 апреля 2020 г. 22:33

241

4 Исследования, до которых не додумался ни один из специалистов по Ван Гогу

Автор книги, Бернадетт Мерфи, - не писатель, не искусствовед, и вообще осталось непонятным, какое у неё образование и чем она занимается в жизни. Но всё это для её исследования оказалось совершенно не важно. Даже наоборот - довольно случайно оказавшись в Провансе, в Арле, где собственно и произошла та самая загадочная история с отрезанным ухом (и, предположу, в поисках, на что бы убить время), Бернадетт проявила недюжинный талант к работе с архивами и докопалась до интереснейших моментов из биографии художника.
Во-первых, удивительно, что это сделал любитель, а не специалист в этой области. Во-вторых, казалось, что биография Ван Гога уже изучена настолько, что найти какие-то неизвестные факты просто нереально. Тем интереснее было читать эту книгу. Да, в самом начале есть немного нудноватых моментов, когда автор слишком подробно останавливается на своих архивных изысканиях, но не откладывайте из-за этого чтение, очень скоро от занудства не останется и следа.
Что именно раскопала Бернадетт, наверное, не стоит раскрывать в отзыве, лучше сами прочтите книгу.
Помимо её открытий, мне очень импонирует, что автор по-новому стала относиться к творчеству художника, а многие персонажи его картин, написанных в Арле, в результате её исследований стали для неё реальными жителями этого города - соседями, друзьями, владельцами окрестных кафе и лавочек. Бернадетт даже удалось встретиться с потомками некоторых из них и узнать семейные истории, дополнившие результаты архивных раскопок.

В книге много цитат из писем Ван Гога к его брату Тео и из переписки Тео с другими художниками: Бернадетт все свои выводы старается подкрепить фактами. Но в её рассуждениях есть один забавный момент. Она (совершенно справедливо) приходит к выводу о том, что известный роман Ирвинга Стоуна о Ван Гоге "Жажда жизни", по которому был снят одноименный фильм с Кирком Дугласом в главной роли, до сих пор служит для широких масс основным источником заблуждений о жизни художника. Но при этом в своей книге Бернадетт в паре мест цитирует одного из первых биографов Ван Гога Мейера-Грефе, не зная, видимо, о том, что эта биография наполовину является плодом его, Мейера-Грефе, воображения с целью популяризации художника для взвинчивания цен на его картины, а сам Ирвинг Стоун опирался на эту биографию при создании своего романа.
Но на исследования Бернадетт Мёрфи и содержание её книги это практически не влияет, поэтому смело рекомендую книгу "Ухо Ван Гога" к прочтению.