Больше рецензий

13 апреля 2020 г. 18:09

140

0 Миром правит любовь, мальчик

Начнем банальнейшим образом – с названия. С самого начала названием повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицын дает читателю настоящую журналистскую «зацепку», чтобы тот дочитал до конца, ведь имя героя в названии автоматически предполагает, что его день чем-то да примечателен. И очень интересно узнать, чем именно, особенно если герой этот находится в, мягко говоря, нестандартных условиях лагеря.


Второй шок читателя ожидает, когда вместо Ивана Денисовича его встречает некто Шухов, обезличенный номером пятьсот восемьдесят четыре. И детальная, прописанная в мелочах лагерная бытность, раскрашенная фразочками вроде «народу поменело» или «медленно, внимчиво» поражает, пока постепенно не превращается в фон. Монотонно, практически без восклицательных знаков или других каких интонационных пауз. В такой обстановке часто молчат, описывают то, что происходит вокруг, но не говорят, а если говорят, то мало и тихо. Но вот минуты становятся «короткие, разморчивые», а мороз вдруг жмет, охватывает Шухова и начинает с ним бороться. Становится понятно, что винтики закручиваются и скоро накопленная сила закрутит того самого тихого, непривыкшего к чистоте санчасти Шухова, которому как любому русскому человеку работу дай – его и ломать перестанет, и понесет за пределы реального мира.


В голове постоянно тукает вопрос: «Мы с вами уже встречались, сударь?» Все встает на свои места после появления надсмотрщика с кнутом и фразы: «Вот Бог шельму метит, фамильицу дал! - иначе, как волк, Волковой не смотрит. Темный, да длинный, да насупленный - и носится быстро» Вот и весь прорыв в героику. Ничто не ново под луной и Мария Семенова Волкодава не выдумала, а просто перенесла Шухова в Самоцветные горы. Хотя, если вдуматься, то и это журналистская польза – знаешь теперь откуда ноги растут.


Но и о журналистских способностях и приемах самого Ивана Денисовича умолчать нельзя: он с профессиональным любопытством «лезет глазами куда не следует» и работу воспринимает по-журналистски: «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь - качество дай, для начальника делаешь - дай показуху». Иначе говоря, умей совместить то, что хочешь сказать, то что читатель хочет прочитать и то, что попросил написать главред. Еще было бы неплохо украсить все это оживающей природой, полувыдуманными словами, способными передавать звуки и ощущения, и уметь держать читателя в напряжении поиска Ивана Денисовича, который на бумаге Шухов, а если приглядеться, то Волкодав. Проставишь в такой повести точное время событий и получится портретная статья.